Не спешите обвинять меня в мракобесии или желании лишить наших замечательных детей радостей чтения. Сперва выслушайте, пожалуйста, мои соображения.
1. Впихивание большого списка книг и зубрежка деталей лишь прививают отвращение к русской классике
Вспомните сами. Неважно, любили вы читать или нет. Идут школьные годы: пятый, шестой, седьмой классы... С каждым летом список все объемнее, в нем чуть ли не сто книг на каникулы. А в течение учебного года толстые романы и объемные повести сменяют друг друга с астрономической скоростью.
Вот вы сейчас готовы с такой скоростью все это читать? Нет? Но вы говорите, что у вас много других дел. Так и у школьника много других предметов, семь других уроков каждый день, и домашка по алгебре посложнее вашего квартального отчета будет.
Да еще и как проверяется прочитал ли ученик книгу или нет? Это отдельный ужас. Все эти идиотские вопросы про цвет занавесок и количество пуговиц на мундире давно стало предметом анекдотов.
Всю эту лавочку надо прикрывать. Под ширмой любви к нашей чудесной классике, к Пушкину и Гоголю, к Тургеневу и Чехову, воспитывается лютая ненависть к ним.
Хотите доказательство? Сколько взрослых людей по доброй воле перечитывают школьную классику? То-то же.
2. Подход, где учитель знает «что хотел сказать автор», морально устарел
Идем дальше. Помимо того, что в детей впихивают невыносимо большое количество книг, есть еще вопросы к тому как это происходит.
А происходит это следующим образом: существуют специальные методички для учителей, разработанные еще плюс-минус во времена Сталина, там написано, кто хороший герой, а кто реакционный, кто луч света, а кто темное царство, а также как поименно надо воспринимать галерею помещиков.
Для 99 процентов учителей в России эта информация является священной догмой, данной в скрижалях. Они преподают это доктринерским образом, заставляют зубрить как единственно правильную интерпретацию.
В сущности литература вместо изучения книг сводится к воспитанию конформных граждан, умеющих воспроизвести мнения товарища начальника. Нужно ли нам это? Не думаю.
3. Написание сочинений сводится к формальному изложению канонов. Нет творчества
Этот пункт продолжает предыдущий. Священный канон о том, «что хотел сказать автор», надо не только зубрить, но и учиться воспроизводить в сочинениях.
И не дай вам бог написать в сочинении что-то от себя. И уж тем более не стоит на уроках литературы занимать литературным творчеством — писать стихи или рассказы. Все эти активности сейчас не поощряются. Надо писать жестко структурированные сочинения по заданным трафаретным рамкам.
4. Историю литературы можно изучать в рамках общего курса истории
Окей, спросите вы. Но что же делать? Совсем оставить детей без знаний о русской литературе? Конечно, нет.
Надо просто разделять. Есть направление истории литературы. Просто узнать, что были такие-то писатели и поэты и какие книги они писали. Все это можно изучать на уроках обычной истории.
5. Можно создать факультативный клуб для обсуждения книг
А вот обсуждение книг надо сделать добровольным (и без оценок!). Не хочешь — не обсуждай. И дать возможность каждому свободно высказывать свое мнение, даже если ему или ей шедевр классики показался скучной ерундой, надо дать возможность об этом сказать. Особенно если показался скучной ерундой.
Да, значительная часть ребят не будет туда ходить. Но те, кто будут ходить, действительно полюбят книги и нашу великую литературу. И это будет куда лучше, чем то, что есть сейчас.
Согласны?
Оставляйте в комментариях свои мысли об этом, и не забывайте подписываться на канал!