Найти тему
НУАР-NOIR

Кино как аллюзорное искусство или значение канала «Нуар» для культуры

Принято считать, что на площадке Дзен присутствуют «пионеры», чья работа не имеет принципиального значения, мол, это лишь развлекательный контент. Если подобное суждение и верно, то лишь отчасти, так как канал «Нуар» оказывает определенное воздействие на теорию культуры и искусства.

-2
Графическая работа Вальдемара Козака
Графическая работа Вальдемара Козака

Начнем с того, что коллектив, сложившийся вокруг канала – это состоявшиеся люди. Например, редактор «Нуара» историк и культуролог Андрей Васильченко ещё в 2008 году был включен в общероссийский ТОП-20 НОНФИКШЕН, то есть признан одним из лучших «документалистов» или гуманитарных исследователей страны, если угодно.

Работа канала позволяет расширять и развивать теорию культуры в целом. Например, сейчас уже введены в оборот и разрабатываются темы, коих недавно вообще не было в «культурном пространстве». Например, «иберийский нуар», «солярный нуар», а также проблем т.н. «советского нуара».

Опять же понятие «нуара» выведено за рамки узкого стилистического явления, присущего для кинематографа 40-50-ых годов. Нуар подается как мрачный мета-жанр, своего рода глобальная жанровая матрица, с которой связаны многие культурные явления.

Оставим в стороне вопрос разработки предметного указателя криминальных сюжетов, что есть «побочный эффект» деятельности канала. Куда более важно определение кинематографа как аллюзорного искусства. Не иллюзорного, то есть «призрачного», а состоящего из массы отсылок, невольных впечатлений, то есть аллюзий.

Для понимания того или иного фильма очень важно знать, чем вдохновлялся его создатель. И с этим могут возникнуть проблемы. Не каждый режиссер может указать источники вдохновения, иногда они бывают подспудными.

А порой люди сознательно вводят в заблуждение. Например, Тарантино указывал среди источников «Бешеных псов» (1992) и Годара, и Мельвиля, но «забыл» упомянуть фильм Ринго Ламы «Город в огне» (1987), концовку которого он превратил в самостоятельную кинокартину.

Криминальная кино-особа экзотического вида

Некоторые из режиссеров оставляют скрытые подсказки. Если не считать очевидных отсылок, то есть киноцитат, то это обычно упоминания в виде отрывков фильмов или появляющихся в кадре постеров.

Например, в «Достать коротышку» (1995) главный герой смотрит «Печать зла» (1958). Или другой пример, в «Похоронах» (1996) мелькают кадры из «Окаменевшего леса» (1936), а в «Девяти ярдах» (2000) - из «Рифа Ларго» (1948)

От «кискодава» до экс-символа панка в кино

Чтобы заметить постеры, надо обладать не только наблюдательностью, но и широким кругозором. В некоторых случаях это вполне очевидно, едва ли не бьет в глаз (вспоминайте «Игрока» 1992). А вот во французском кино афиши идентифицировать несколько сложнее, ибо они «мимолетны» («Раскаленный асфальт», «За шкуру полицейского» и т.д. ).

В итоге из разрозненных элементов складывается глобальная сеть взаимосвязей, что позволяет выйти на новый уровень понимания кинематографа вообще и отдельных лент в частности.