25 сентября прошла встреча Владимира Путина с лидерами парламентских фракций. Там присутствовали все лидеры парламентских партий, включая Геннадия Зюганова. Признание итогов выборов — важнейший вопрос данной встречи.
Представители «Единой России», ЛДПР, «Справедливой России — За правду» и партии «Новые люди» итоги выборов признали в полной мере, назвали выборы легитимными. А вот с Геннадием Зюгановым, лидером КПРФ, все было иначе.
Дело в том, что Зюганов занял странную позицию. С одной стороны, он не сказал, что признает в полной мере выборы; с другой стороны, он ничего не сказал о том, как партия в целом оценивает выборы.
Из-за этого, конечно, со стороны многих сторонников и членов КПРФ есть критика в адрес Зюганова. Но объективно все же нужно отметить, что Зюганов высказался о необходимости отмены трехдневного и электронного голосования.
Он заявил, что если все эти моменты останутся, то это порушит политическую систему. Также Зюганов назвал несколько городов, где, по его утверждению, были массовые фальсификации. Все материалы Зюганов пообещал передать администрации президента.
Сказал ли Зюганов четко, что партия не признает итоги выборов? Не сказал. Но он не сказал и того, что партия полностью признает итоги выборов. Зюганов попытался осторожно говорить на эту тему.
Но фактически Владимир Путин его прервал, заявив о том, что критики электронного голосования сомневаются не в честности голосования, а им просто не нравится результат. На деле, конечно, все сложнее.
Ведь практически все страны мира, за исключением Эстонии, отказались от электронного голосования. Это и Англия, и Германия, и Нидерланды, и Норвегия. Эти страны стоят на позиции, что электронное голосование невозможно правильно проверить, невозможно его контролировать, а уязвимостей там много.
В России ситуация еще интереснее: были наблюдатели за электронным голосованием, но когда начался подсчет, наблюдателям закрыли доступ к этому процессу, то есть поэтому и в интернете есть много заявлений, что выборы в рамках электронного голосования нужно отменить. Такой позиции придерживается, например, Николай Бондаренко, Николай Бондаренко, Валерий Рашкин и многие другие депутаты и союзники КПРФ.
Но факты говорят о том, что всё-таки КПРФ результаты выборов признает. Непризнание означало бы отказ от мандатов, а этого не будет точно. Выходит одно: КПРФ, формально не признавая итоги выборов, все-таки де-юре их признает.
Ну а в ходе работы Госдумы, конечно, КПРФ попытается оспорить итоги выборов, где было электронное голосование и где были массовые фальсификации, но это точно ничего не даст. Почему? Потому что так происходит на каждых выборах. КПРФ всегда после выборов пытается оспорить результаты хотя бы в нескольких городах. Бывало, что у них даже получалось, но это ничего не изменит все равно.