В своем предисловии преподобный Никодим недвусмысленно утверждает, что книга адресована “всем <…> кто причастен православному призванию, и мирянам и монахам в равной мере”. Говоря конкретнее, он настаивает, что предписание святого апостола Павла непрестанно молитесь (1 Фес 5:17), обращено не только к монашествующим, но и к находящимся в миру, к “царям и придворным, живущим во дворцах”. Преподобный Никодим возвращается к этому пункту во вступительном примечании, помещенном перед отрывком из Жития святителя Григория Паламы, принадлежащего перу патриарха Филофея (Коккина), и говорит: “Пусть никто не думает, братия мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи долг имеют непрестанно и всегда молиться, а не миряне. Нет, нет; все мы, христиане, имеем долг всегда пребывать в молитве”. Преподобный Никодим цитирует сообщение Филофея о дебате между Григорием Паламой и неким монахом Иовом, в котором Палама успешно отстаивал убеждение, что непрестанная молитва — универсальное призвание.
Дорогие братья и сестры! Приходится признать, что часто мы не знаем своей веры, не знаем в Кого мы верим и как мы верим. Называя себя православными не стремимся познать себя через Церковное учение и предание. Охотно сослагаемся с мирскими понятиями о Церкви и Боге.
А ведь вокруг нас благоухающее учение Святых Отцов! И Добротолюбие это квинтэссенция этого Учения. Учение о обожении (святости) и о способах ее достижения (молитва, трезвение).
Святитель Игнатий Кавказский пишет:
"Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься.
Небо приняло в свое блаженное недро святых Отцов. Этим оно засвидетельствовало, что мысли, чувствования, деяния святых Отцов благоугодны ему. Святые Отцы изложили свои мысли, свое сердце, образ своих действий в своих писаниях. Значит: какое верное руководство к небу, засвидетельствованное самим небом, – писания Отцов.
Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа.
Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания Отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец – святое Евангелие.
Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых Отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие: тогда уже преимущественно читай Евангелие.
Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых Отцов! Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний".
По материалам Телеграм канала https://t.me/filokalia