Городской поезд с прозрачной крышей придумали дизайнеры студии «2050.ЛАБ». Концепция электрички, которую мало обсуждали в России, уже получила престижную мировую премию. Что представляет собой новая электричка, дойдет ли дело до ее производства в России, и где ее можно будет использовать? Разберемся.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
В погоне за наградой
Начнем с того, что речь идет пока только о концепте. Условно говоря, собрались дизайнеры и давай думать: что бы такого интересного нарисовать. Придумали электропоезд со стеклянной крышей. Послали рисунки на престижный европейский конкурс Reddot Design Award 2021. А там рисунок заметили.
Указанная премия считается одной из самых авторитетных в области международного дизайна. Она присуждается в разных номинациях… Есть номинация «за реализованные проекты». Российские железнодорожные организации получали такую премию, например, за плацкартный вагон со шторками («Студия Иппиарт» и «Вагонреммаш») и за поезд метро «Москва 2020» («Трансмашхолдинг»).
Но есть номинация «Концепт». Это когда кроме рисунка и обоснования ничего не требуется. Вот именно в этой номинации и заметили «стеклянную» электричку. Возможно, если бы поезду не дали премию, мы о нем и не узнали бы, потому что объявили о таком концепте только после присуждения награды. Как будто рисовали именно под премию.
Придумали поезд специалисты из студии «2050.ЛАБ». Эти дизайнеры хорошо известны по другим железнодорожным проектам. На мой взгляд, есть среди них менее удачные – например, плацкартный вагон со шкафом-колонной у окна (его построили в единственном экземпляре, но в серию он пока не пошел); и более удачные – например, новая «внешность» российских локомотивов и так называемый «капсульный плацкарт».
Мне сверху видно всё
Идея вагонов с панорамной крышей не новая. Такие вагоны появлялись в разные годы и в разных странах. Была даже попытка сделать подобный вагон в СССР на Калининском (ныне Тверском) вагоностроительном заводе.
Сейчас единственный экземпляр такого вагона сохранился в ташкентском музее.
В США существовал поезд с купольными вагонами California Zephyr, который курсировал из Чикаго в Окленд.
А так выглядит изнутри поездка в другом американском купольном вагоне – Super Dome, который сейчас используется исключительно для туристических поездок.
Есть такие вагоны и в Канаде, и в Японии, и в Швейцарии.
На сегодняшний день в разработке находится сразу два подобных поезда, пишет журнал Train and Brain. Среди них – поезд G, который позиционируется как «дворец на рельсах». Его остекление с помощью электрохромного затемнения может переключаться на различные режимы поступления света – от полностью прозрачного до полностью затемненного. Другой поезд – Rocky Mountaineer для Канады, каждый вагон которого представляет собой комнату с панорамными окнами и стеклянным куполом.
Что же такое AIRSCP
Название российского поезда AIRSCP происходит от словосочетания Airscape или «панорамный вид».
«Панорамная площадка второго этажа с лаунж-зоной позволяет воспринимать дорогу глазами машиниста. Большие боковые окна создают ощущение открытого пространства. Атермальные многослойные стеклопакеты с автозатемнением гарантируют стабильно комфортный микроклимат в интерьере», – говорится на сайте студии «2050.ЛАБ».
«Перед нами изначально стояла задача создать двухэтажный поезд. Поэтому сразу возникла идея использовать пространство над кабиной машиниста <...>, которое может использоваться в качестве смотровой площадки, лаунж-зоны, детской игровой или VIP-купе. В предложенном нами базовом варианте это зона отдыха, находясь в которой любой пассажир сможет почувствовать себя на месте машиниста или пассажиром туристического автобуса, со второго этажа которого открываются захватывающие виды», – объяснил дизайнер Никита Павлов в интервью журналу Train and Brain.
Новая разработка интересна не только стеклянной крышей, но и тем, что это может быть первая двухэтажная электричка, произведенная в России. Единственные электропоезда, которые в настоящее время эксплуатируются в РФ, – это электрички Stadler швейцарско-белорусского производства, которые использует столичный перевозчик «Аэроэкспресс».
Пока никто не говорит о том, что подобные двухэтажные электропоезда обязательно пойдут в серию, но помечтать о том, где они смотрелись бы лучше всего, можно. К сожалению, самый живописный железнодорожный маршрут России – Кругобайкальская железная дорога – не электрифицирован. Хотя именно там можно было бы сполна оценить все преимущества вагонов со стеклянной крышей.
В остальном – разумно, наверное, было бы запустить такую электричку на самых напряженных участках, где не хватает посадочных мест в обычных одноэтажных поездах. Например, на Московском центральном кольце (МЦК) в Москве, где «Ласточки» уже переполнены, а удлинять их не позволяет инфраструктура. Недавно в экспериментальном режиме по МЦК ходил двухэтажный состав «Аэроэкспресса». Думаю, пассажиры с удовольствием любовались бы видами Москвы с верхнего этажа нового AIRSCP.
А как вам идея двухэтажной электрички? Куда поехали бы на такой?
Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.