Найти тему
1520. Все о путешествиях

В России придумали электричку с прозрачной крышей. Красиво, но пока не ясно, зачем

Оглавление

Городской поезд с прозрачной крышей придумали дизайнеры студии «2050.ЛАБ». Концепция электрички, которую мало обсуждали в России, уже получила престижную мировую премию. Что представляет собой новая электричка, дойдет ли дело до ее производства в России, и где ее можно будет использовать? Разберемся.

Российская электричка с панорамной крышей. Проект: 2050lab.ru
Российская электричка с панорамной крышей. Проект: 2050lab.ru

Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.

В погоне за наградой

Начнем с того, что речь идет пока только о концепте. Условно говоря, собрались дизайнеры и давай думать: что бы такого интересного нарисовать. Придумали электропоезд со стеклянной крышей. Послали рисунки на престижный европейский конкурс Reddot Design Award 2021. А там рисунок заметили.

Указанная премия считается одной из самых авторитетных в области международного дизайна. Она присуждается в разных номинациях… Есть номинация «за реализованные проекты». Российские железнодорожные организации получали такую премию, например, за плацкартный вагон со шторками («Студия Иппиарт» и «Вагонреммаш») и за поезд метро «Москва 2020» («Трансмашхолдинг»).

Плацкарт со шторками. Фото: Дмитрий Назаров
Плацкарт со шторками. Фото: Дмитрий Назаров

Но есть номинация «Концепт». Это когда кроме рисунка и обоснования ничего не требуется. Вот именно в этой номинации и заметили «стеклянную» электричку. Возможно, если бы поезду не дали премию, мы о нем и не узнали бы, потому что объявили о таком концепте только после присуждения награды. Как будто рисовали именно под премию.

Российская электричка с панорамной крышей. Проект: 2050lab.ru
Российская электричка с панорамной крышей. Проект: 2050lab.ru

Придумали поезд специалисты из студии «2050.ЛАБ». Эти дизайнеры хорошо известны по другим железнодорожным проектам. На мой взгляд, есть среди них менее удачные – например, плацкартный вагон со шкафом-колонной у окна (его построили в единственном экземпляре, но в серию он пока не пошел); и более удачные – например, новая «внешность» российских локомотивов и так называемый «капсульный плацкарт».

Опытный плацкартный вагон. Фото: ТВЗ
Опытный плацкартный вагон. Фото: ТВЗ
Тепловоз ТЭМ23. Фото: ТМХ
Тепловоз ТЭМ23. Фото: ТМХ

Мне сверху видно всё

Идея вагонов с панорамной крышей не новая. Такие вагоны появлялись в разные годы и в разных странах. Была даже попытка сделать подобный вагон в СССР на Калининском (ныне Тверском) вагоностроительном заводе.

-6

Сейчас единственный экземпляр такого вагона сохранился в ташкентском музее.

-7

В США существовал поезд с купольными вагонами California Zephyr, который курсировал из Чикаго в Окленд.

-8

А так выглядит изнутри поездка в другом американском купольном вагоне – Super Dome, который сейчас используется исключительно для туристических поездок.

Есть такие вагоны и в Канаде, и в Японии, и в Швейцарии.

-9

На сегодняшний день в разработке находится сразу два подобных поезда, пишет журнал Train and Brain. Среди них – поезд G, который позиционируется как «дворец на рельсах». Его остекление с помощью электрохромного затемнения может переключаться на различные режимы поступления света – от полностью прозрачного до полностью затемненного. Другой поезд – Rocky Mountaineer для Канады, каждый вагон которого представляет собой комнату с панорамными окнами и стеклянным куполом.

Что же такое AIRSCP

Название российского поезда AIRSCP происходит от словосочетания Airscape или «панорамный вид».

«Панорамная площадка второго этажа с лаунж-зоной позволяет воспринимать дорогу глазами машиниста. Большие боковые окна создают ощущение открытого пространства. Атермальные многослойные стеклопакеты с автозатемнением гарантируют стабильно комфортный микроклимат в интерьере», – говорится на сайте студии «2050.ЛАБ».

Российская электричка с панорамной крышей. Проект: 2050lab.ru
Российская электричка с панорамной крышей. Проект: 2050lab.ru

«Перед нами изначально стояла задача создать двухэтажный поезд. Поэтому сразу возникла идея использовать пространство над кабиной машиниста <...>, которое может использоваться в качестве смотровой площадки, лаунж-зоны, детской игровой или VIP-купе. В предложенном нами базовом варианте это зона отдыха, находясь в которой любой пассажир сможет почувствовать себя на месте машиниста или пассажиром туристического автобуса, со второго этажа которого открываются захватывающие виды», – объяснил дизайнер Никита Павлов в интервью журналу Train and Brain.

Российская электричка с панорамной крышей. Проект: 2050lab.ru
Российская электричка с панорамной крышей. Проект: 2050lab.ru

Новая разработка интересна не только стеклянной крышей, но и тем, что это может быть первая двухэтажная электричка, произведенная в России. Единственные электропоезда, которые в настоящее время эксплуатируются в РФ, – это электрички Stadler швейцарско-белорусского производства, которые использует столичный перевозчик «Аэроэкспресс».

Российская электричка с панорамной крышей. Проект: 2050lab.ru
Российская электричка с панорамной крышей. Проект: 2050lab.ru

Пока никто не говорит о том, что подобные двухэтажные электропоезда обязательно пойдут в серию, но помечтать о том, где они смотрелись бы лучше всего, можно. К сожалению, самый живописный железнодорожный маршрут России – Кругобайкальская железная дорога – не электрифицирован. Хотя именно там можно было бы сполна оценить все преимущества вагонов со стеклянной крышей.

Российская электричка с панорамной крышей. Проект: 2050lab.ru
Российская электричка с панорамной крышей. Проект: 2050lab.ru

В остальном – разумно, наверное, было бы запустить такую электричку на самых напряженных участках, где не хватает посадочных мест в обычных одноэтажных поездах. Например, на Московском центральном кольце (МЦК) в Москве, где «Ласточки» уже переполнены, а удлинять их не позволяет инфраструктура. Недавно в экспериментальном режиме по МЦК ходил двухэтажный состав «Аэроэкспресса». Думаю, пассажиры с удовольствием любовались бы видами Москвы с верхнего этажа нового AIRSCP.

Электропоезд «Ласточка» на Московском центральном кольце. Фото: пресс-служба РЖД
Электропоезд «Ласточка» на Московском центральном кольце. Фото: пресс-служба РЖД

А как вам идея двухэтажной электрички? Куда поехали бы на такой?

Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.