Найти тему
Виктор Сонькин

Учёные скрывают: Капитолийская волчица — не античная статуя, а средневековая подделка?

Капитолийская волчица
Капитолийская волчица

Если вам иногда хочется произнести фразу «официальная наука от нас скрывает» и не выглядеть при этом городским сумасшедшим, могу вас порадовать: это возможно. В случае с Капитолийской волчицей, например.

Ну то есть как скрывает. Не афиширует, скажем так. Когда я последний раз волчицу видел живьем в Капитолийских музеях (несколько лет назад, эх, пандемия), на табличке было написано то же, что и всегда: этрусская, мол, работа, VI—V века до нашей эры.

Капитолийская волчица — бронзовая скульптура
Капитолийская волчица — бронзовая скульптура

Датировку такую придумал основатель искусствоведения Иоганн Иоахим Винкельман (1717—1768; строго говоря, античность как мы ее знаем более или менее всю придумал Винкельман); оснований у него для этого было примерно ноль; грива, сказал он, уж больно этрусская.

Ну еще Цицерон в третьей речи против Катилины говорит, что в 65 году до нашей эры позолоченная статуя Ромула-младенца, тянущегося к сосцам волчицы, была (в числе многих других статуй на Капитолии) поражена молнией — а у нашей волчицы одна из задних лап повреждена. Винкельман, впрочем, правильно догадался, что близнецы Ромул и Рем были добавлены в эпоху Возрождения (сейчас большинство специалистов считают, что это работа Антонио Поллайолло, учителя Ботичелли).

Антонио Лафрери, «Зеркало роскоши римской» (Speculum Romanae Magnificentiae)
Антонио Лафрери, «Зеркало роскоши римской» (Speculum Romanae Magnificentiae)

Но сведения о достоверно этой скульптуре появляются только в 1471 году, когда папа Сикст IV даровал волчицу римскому народу. Это само по себе, конечно, ничего не значит. Но в конце XX — начале XXI века у специалистов стали появляться первые сомнения.

Первой молчание нарушила реставратор Анна Мария Карруба (она работала с волчицей с 1997 года, а книга, где была опубликована ее статья, вышла в 2006-м). Волчица, утверждала она, была отлита по выплавленной восковой модели (так называемый метод «потерянного воска») целиком — а архаичные бронзовые скульптуры так никогда не делались; скульптуры сходного размера отливались по частям и потом собирались как конструктор.

Потом к диссидентам присоединился Лучио Каканьиле из Центра датирования и диагностики Университета Саленто из апулийского города Лечче; там уже использовались разные методы — анализ швов, термолюминесценция, радиоуглеродный анализ органических вкраплений. Разброс возможных значений дал вилку примерно в век, но в любом случае примерно на полторы тысячи лет позже, чем первоначальная датировка: 1021 — 1153 гг.

Волчица на римской монете
Волчица на римской монете

Получилось, в общем, как со всякими Туринскими плащаницами и прочими Верониками — только про те, конечно, никакой вменяемый человек и не предполагал, что они окажутся ближневосточные и I века нашей эры, а про волчицу все верили, потому что ну а как. Поэтому открытие (а это большое открытие, как ни крути) потихоньку замели под ковер. Но правду не скроешь, и вот, например, википедическая статья (даже русская) уже описывает сложившееся противоречие.

У меня есть еще одно дилетантское соображение: похоже, что в античности «капитолийская» (на самом деле скорее велабрская — близнецов, по легенде, волны Тибра вынесли на берег не на Капитолии, а в квартале, названном позже Велабр) волчица изображалась с шеей, повернутой назад, к младенцам, на 180 градусов.

Так на большинстве известных мне римских монет и рельефов. У «Капитолийской» волчицы голова тоже повернута, но намного меньше, и это еще один довод в пользу ее более позднего происхождения.

В своем блоге я делюсь интересными историческими фактами и мифами, подписывайтесь на мой канал, чтобы узнавать все первыми.