Бесспорным фактом считается, что отечественные фрегаты проекта 22350 являются самыми лучшими в своём классе. Те, кто это отрицают, нехотя признают его хотя бы самым вооружённым. Тем не менее, было бы странно, если никто не попробовал сместить нашего «Горшкова» с первого места, и тут на сцену выходит бывшая Владычица морей со своим проектом фрегатов типа 26.
Фрегат типа 26 является неким прообразом будущего Военно-морской службы Её Величества. Интересно, что проект стартовал примерно в одно время с разработкой эсминцев типа 45, но в «железе» начал осуществляться лишь сейчас – головной корабль заложен в 2017 году и сейчас начал приобретать кое-какие очертания. Сроки спуска на воду непонятны, так как проект столкнулся с серьёзными финансовыми трудностями – изначально планировалось 13 единиц, а позже их сократили до 8 и оставшиеся деньги направили на другой проект, но он уж совсем смехотворный и сравнивать его с нашими кораблями не имеет никакого смысла. Так вот, фрегаты типа 26, или же «Глобальный боевой корабль», позиционируются ВМФ Великобритании как чуть-ли не прорывной фрегат, способный выполнять весь спектр боевых задач. Ну и ценник соответствующий – ровно миллиард фунтов, или же 1 397 000 000 долларов! Для сравнения: наш «Горшков» стоит около 20 млрд рублей (по нынешнему курсу около 275 миллионов долларов). Видимо поэтому серию сократили – тратить такие деньги на фрегат даже для британцев сверх нормы.
Но чем же этот корабль так выделяется, раз его противопоставляют нашему? Честно говоря, сказать трудно, ведь он ни в какое сравнение не идёт и почему сложилось такое мнение вы узнаете в конце. За противовоздушную оборону фрегата отвечает ЗРК Sea Ceptor, в основе которого перехватчики САММ – новое слово в ПВО Великобритании. Максимальная дальность 25 километров, скорость 3 Маха. Сразу оговоримся, что ракета для своего класса очень неплохая – при весе в 99 килограмм это хорошие показатели, плюс на борту активная радиолокационная ГСН, что позволит перехватывать много дозвуковых ПКР и чуть меньше сверхзвуковых. У нас её аналогом можно считать 9М100, но наша ЗУР стреляет всего на 15 километров. С другой стороны, 9М100 выигрывает в ГСН – она инфракрасная многоспектральная, более дешёвая и помехозащищённая. Обычно именно их и ставят на ЗУР ближнего боя ввиду большей эффективности на малых дистанциях. Плюс повышенные маневренные характеристики. Грубо говоря, ракеты равны – у каждой свой плюс и минус, но есть ещё одно сходство – возможность разместить по 4 ЗУР в одну ячейку пусковой, но это справедливо лишь для пусковых Мк.41. На британском же фрегате под САММ отдельные ячейки, в каждой по одной ЗУР.
В любом случае базовый вариант фрегата имеет только 48 ячеек под ракеты САММ и больше ничего. Выглядит смехотворно, особенно на фоне «Горшкова», у которого в стандартном варианте 16 ячеек отведено под ударные ракеты, плюс 32 под зенитные. Суммарно ракет на нашем корабле 72 штуки, из которых 56 перехватчики, благодаря комбинации вышеупомянутой 9М100 по 4 штуки в ячейку и куда более мощной 9М96М. Но есть у британца одно интересное преимущество, благодаря которому его боевая мощь может вырасти существенно – зарезервировано место под дополнительные 24 ячейки Мк.41, которые планируется загружать ударным вооружением. Причём не абы каким, а перспективной сверхзвуковой ПКР «Персей», которая выведет британские ВМС на новый уровень. По крайней мере так считают западные стратеги, ведь они противопоставляют её, ни много ни мало, нашему «Ониксу»! И здесь, как можно догадаться, тоже много лукавства. Взять хотя бы дальность – наш П-800 летит на все 600 километров в максимальном варианте, тогда как британец лишь 300. Тут решает весовая категория - наша ракета в несколько раз тяжелее.
Скоростные характеристики схожи, однако «Оникс» летает уже как несколько десятков лет, технология отработана до предела, а вот «Персей» был представлен в 2011 году, но так пока и не полетел. Боевая часть у него 200 кг, против 300 у нашей ПКР, но есть интересное преимущество – разделяющаяся головная часть на два суббоеприпаса по 40 кг. Трудно сказать, что они таким методом собрались топить кроме небольших катеров, но оставим это британским адмиралам. Выходит, что кораблик-то, не идёт ни в какое сравнение с нашим, так? Но в чём же тогда смысл выставлять его номером 1? Дело в деньгах – корабли планируются на экспорт как минимум в две страны, Австралию и Канаду. Причём ценник для них просто чудовищный – для Канады 4 млрд долларов за штуку, для Австралии пока что неизвестно (хотя в рамках AUKUS протолкнут любую цифру). Самое смешное в этой ситуации то, что печально знаменитый американский эсминец «Замволт» стоит меньше за одну единицу, чем это британское чудо инженерной мысли. Напомним, что сами США не потянули такой дорогой корабль и отказались от строительства, ограничившись всего тремя корпусами. Нет, не подумайте, что мы смеёмся над кораблём, нет - тип 26 неплохой фрегат, будь его цена в разумных пределах, но сейчас она сравнима с эсминцами типа «Арли Бёрк», которые на голову выше их.
И уж совершенно очевидно, что британский фрегат не идёт ни в какое сравнение ни по одному из параметров с нашими фрегатами проекта 22350, даже первой серии, и это мы не говорим про вторую и «М»-версию.