Найти тему
Stories и история

Что такое ТАБУ?

Оглавление

Табу́ - это запрет.

Строгий запрет на совершение определенного действия под угрозой проклятия или наказания свыше. Основан такой запрет на: 1) стойком убеждении, что действие священным; 2) действие несет проклятие для, так сказать, его исполнителя.

Табу - строгий запрет. Здесь и дальше изображения из открытых источников.
Табу - строгий запрет. Здесь и дальше изображения из открытых источников.

Откуда вообще взялось такое странное слово? - из Полинезии. Термин привез нам английский капитан Джеймс Кук - тот самый, который совершил множество географических открытий, составил прекрасные карты, а погиб на Гавайских островах, где был убит и (якобы) съеден туземцами-каннибалами. Этнолог, антрополог Джеймс Джордж Фрэзер установил, что слово это происходит от тонганского ta - отмечать и наречия усиления pu. Все вместе - особо выделенный, отмеченный, священный. На Гавайских островах слово звучало как капу.

Табу́ - это строгий запрет на совершение определенного действия под угрозой проклятия или наказания свыше.

В Полинезии, от Гавайских островов до Новой Зеландии, система запретов табу или капу охватывала все сферы жизни и являлась главной и единственной формой регламентации, законом, заменяющим мораль и право. Причем не только у полинезийцев: на определенной стадии развития табу как запрет знали разные народы.

РОДОПЛЕМЕННЫЕ ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТЫ

Табу применялось в первую очередь ко всему тому, что имело отношение к божеству - храмы, жрецы, короли и вожди, т.к. считалось, что они ведут происхождение от богов. Неприкосновенными были их личность и имущество, даже их имена запрещено было произносить. Аналогичным образом под табу попадало имя тотемного животного - мифического предка рода, племени.

Табу провозглашались либо, вот как здесь, устанавливались знаками (чаще всего столб с бамбуковыми листьями). Частные табу также устанавливались знаками (надрез на дереве означал табу собственности). Здесь: знак капу на Гавайях.
Табу провозглашались либо, вот как здесь, устанавливались знаками (чаще всего столб с бамбуковыми листьями). Частные табу также устанавливались знаками (надрез на дереве означал табу собственности). Здесь: знак капу на Гавайях.

Табу применялось в первую очередь ко всему тому, что имело отношение к божеству.

Интересное рассуждение содержится в книгах и статьях советского и российского ученого, лингвиста, проф. В.И. Абаева. Исследователь обратил внимание на слово ars - медведь - в осетинском языке. Осетинское ars является общеиранским употреблением названия медведя. В индоевропейских языках для обозначения мишки употреблялось слово с корнем ars / urs (лат. urs, ursus, например).

Почему мы - РУССКИЕ? Одна из версий

В то же время в славянских языках, относящихся к той же индоевропейской языковой семье, мы встречает совсем другие обозначения: сербск. медвед, чешск. medvěd, украинск. ведмідь, и др.; все они восходят к значению "тот, кто ест мед, кто знает, где мед" - по всей видимости, под действием табу, а медведь в славянской мифологии занимал почетное место и являлся тотемным животным.

Медведь в славянской мифологии занимал почетное место и являлся тотемным животным.
Медведь в славянской мифологии занимал почетное место и являлся тотемным животным.

Иначе говоря, у рода или племени был свой мифический покровитель, он же родоначальник. Причем для древних народов не существовало плохих животных, все они были по-своему хороши и обладали полезными для человека качествами. Мясо тотемного животного не употребляли в пищу, его предпочитали не называть по имени, а называли иносказательно и оказывали ему всяческое уважение.

Еще одно значения термина табу у полинезийцев (как и у других народов), кроме значения священный - проклятый, нечистый, т.е., как видим, совершенно противоположное. Связь здесь сложная. Помимо добрых божеств, в сознании первобытного человека существовали злые божества злые, которые несли болезнь и смерть и могли придать страшные свойства отдельным предметам или людям. Вот почему смерть, умерший, его дом, лодка, на которой его перевозили, и т. п. считались "нечистыми", заключающими в себе опасность, и, соответственно, отвергались. Человек, находящийся под таким табу, не мог даже... есть из собственных рук! Его кормили другие люди.

Еще одно значения термина табу у полинезийцев (как и у других народов), кроме значения священный - проклятый, нечистый.

Особо много табу такого рода касались женщин, так, они считались "нечистыми" во время родов, и т.п.

Готфрид Линдауэр. Тохунга, соблюдающий табу. Конец XIX в.
Готфрид Линдауэр. Тохунга, соблюдающий табу. Конец XIX в.

В то же время у полинезийцев не было четкого различения, ну скажем так, первого и второго табу. Так, вожди (находились под вечным табу первого рода) тоже не ели из собственных рук, их кормили жены, более того, они не должны были есть в домах, а только на открытом воздухе.

У многих народов были обнаружены еще более строгие табу, чем в классической стране табу Полинезии - например, запрет разговаривать с родными братьями и сестрами (восходит к запрету браков между родными братьями и сестрами ).

Нарушение табу наказывалось преимущественно смертной казнью. Страх нарушить табу был настолько силен, что известны, например, случаи скоропостижной смерти от страха перед нарушением табу - они были записаны в начале ХХ века у юкагиров на побережье Ледовитого океана.

Много фактов, касающихся табу, собрал Джеймс Джордж Фрэзер; искренне рекомендую его книгу-исследование "Золотая ветвь. Исследование магии и религии" и другие книга автора. Фрэзер же ввел термин табу в научный оборот.

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / пер. с англ. М. К. Рыклина — М.: Политиздат, 1980. Другие переведенные на русский язык книги автора: Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете / пер. с англ.; предисл. и коммент. С.А. Токарева; 2-е изд., исправ. - М.: Политиздат, 1990; Фрэзер Дж. Дж. Типы магии // Религия и общество. Хрестоматия по социологии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. — М.: Наука, 1994.
Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / пер. с англ. М. К. Рыклина — М.: Политиздат, 1980. Другие переведенные на русский язык книги автора: Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете / пер. с англ.; предисл. и коммент. С.А. Токарева; 2-е изд., исправ. - М.: Политиздат, 1990; Фрэзер Дж. Дж. Типы магии // Религия и общество. Хрестоматия по социологии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. — М.: Наука, 1994.

Сегодня термин термин табу используется в этнографии и социологии для обозначения системы специфических запретов, черты которой под различными названиями найдены у самых разных народов.

Термин табу используется в этнографии и социологии.

В переносном смысле табу рассматривается как любой запрет, нарушение которого может нести угрозу обществу / без четкого осознания характера угрозы.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал в Дзене и делитесь ею в соцсетях!

Читайте еще: Почему мы - РУССКИЕ? Одна из версий

Откуда взялось слово ЭМАНСИПАЦИЯ

Как появилось слово МАРГИНАЛ