Табу́ - это запрет.
Строгий запрет на совершение определенного действия под угрозой проклятия или наказания свыше. Основан такой запрет на: 1) стойком убеждении, что действие священным; 2) действие несет проклятие для, так сказать, его исполнителя.
Откуда вообще взялось такое странное слово? - из Полинезии. Термин привез нам английский капитан Джеймс Кук - тот самый, который совершил множество географических открытий, составил прекрасные карты, а погиб на Гавайских островах, где был убит и (якобы) съеден туземцами-каннибалами. Этнолог, антрополог Джеймс Джордж Фрэзер установил, что слово это происходит от тонганского ta - отмечать и наречия усиления pu. Все вместе - особо выделенный, отмеченный, священный. На Гавайских островах слово звучало как капу.
Табу́ - это строгий запрет на совершение определенного действия под угрозой проклятия или наказания свыше.
В Полинезии, от Гавайских островов до Новой Зеландии, система запретов табу или капу охватывала все сферы жизни и являлась главной и единственной формой регламентации, законом, заменяющим мораль и право. Причем не только у полинезийцев: на определенной стадии развития табу как запрет знали разные народы.
РОДОПЛЕМЕННЫЕ ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТЫ
Табу применялось в первую очередь ко всему тому, что имело отношение к божеству - храмы, жрецы, короли и вожди, т.к. считалось, что они ведут происхождение от богов. Неприкосновенными были их личность и имущество, даже их имена запрещено было произносить. Аналогичным образом под табу попадало имя тотемного животного - мифического предка рода, племени.
Табу применялось в первую очередь ко всему тому, что имело отношение к божеству.
Интересное рассуждение содержится в книгах и статьях советского и российского ученого, лингвиста, проф. В.И. Абаева. Исследователь обратил внимание на слово ars - медведь - в осетинском языке. Осетинское ars является общеиранским употреблением названия медведя. В индоевропейских языках для обозначения мишки употреблялось слово с корнем ars / urs (лат. urs, ursus, например).
Почему мы - РУССКИЕ? Одна из версий
В то же время в славянских языках, относящихся к той же индоевропейской языковой семье, мы встречает совсем другие обозначения: сербск. медвед, чешск. medvěd, украинск. ведмідь, и др.; все они восходят к значению "тот, кто ест мед, кто знает, где мед" - по всей видимости, под действием табу, а медведь в славянской мифологии занимал почетное место и являлся тотемным животным.
Иначе говоря, у рода или племени был свой мифический покровитель, он же родоначальник. Причем для древних народов не существовало плохих животных, все они были по-своему хороши и обладали полезными для человека качествами. Мясо тотемного животного не употребляли в пищу, его предпочитали не называть по имени, а называли иносказательно и оказывали ему всяческое уважение.
Еще одно значения термина табу у полинезийцев (как и у других народов), кроме значения священный - проклятый, нечистый, т.е., как видим, совершенно противоположное. Связь здесь сложная. Помимо добрых божеств, в сознании первобытного человека существовали злые божества злые, которые несли болезнь и смерть и могли придать страшные свойства отдельным предметам или людям. Вот почему смерть, умерший, его дом, лодка, на которой его перевозили, и т. п. считались "нечистыми", заключающими в себе опасность, и, соответственно, отвергались. Человек, находящийся под таким табу, не мог даже... есть из собственных рук! Его кормили другие люди.
Еще одно значения термина табу у полинезийцев (как и у других народов), кроме значения священный - проклятый, нечистый.
Особо много табу такого рода касались женщин, так, они считались "нечистыми" во время родов, и т.п.
В то же время у полинезийцев не было четкого различения, ну скажем так, первого и второго табу. Так, вожди (находились под вечным табу первого рода) тоже не ели из собственных рук, их кормили жены, более того, они не должны были есть в домах, а только на открытом воздухе.
У многих народов были обнаружены еще более строгие табу, чем в классической стране табу Полинезии - например, запрет разговаривать с родными братьями и сестрами (восходит к запрету браков между родными братьями и сестрами ).
Нарушение табу наказывалось преимущественно смертной казнью. Страх нарушить табу был настолько силен, что известны, например, случаи скоропостижной смерти от страха перед нарушением табу - они были записаны в начале ХХ века у юкагиров на побережье Ледовитого океана.
Много фактов, касающихся табу, собрал Джеймс Джордж Фрэзер; искренне рекомендую его книгу-исследование "Золотая ветвь. Исследование магии и религии" и другие книга автора. Фрэзер же ввел термин табу в научный оборот.
Сегодня термин термин табу используется в этнографии и социологии для обозначения системы специфических запретов, черты которой под различными названиями найдены у самых разных народов.
Термин табу используется в этнографии и социологии.
В переносном смысле табу рассматривается как любой запрет, нарушение которого может нести угрозу обществу / без четкого осознания характера угрозы.