Не стало Кирилла Разлогова. Человека, который внес в просвещение постсоветских людей куда больший вклад, чем некоторые отдельные институты. Он был одним из тех, кто в 1990-е не понарошку, а взаправду приоткрыл для постсоветских людей мир западной культуры и попытался сделать из них современных европейцев.
Его передачи "Киномарафон", "Век кино", "Культ кино" лично меня сделали человеком европейской культуры. Я писала как-то цикл публикаций "Россия, которую мы за 20 лет потеряли" (была вынуждена снести из-за блокировки аккаунта, сейчас выложила на запасном канале, т.к. второй раз индексированный текст публиковать нельзя) и в нем отдельную часть посвятила интересному ТВ. Я рассказывала, что выросла на этом телевидении. И когда я в 2006 году уехала в Лондон, там я не только чувствовала себя в понятном мне окружении и могла поддержать разговор о культуре и кино - я еще и устроилась в магазин видеопроката артхауса. Я на равных общалась с европейцами, знала все новинки кинематографа, понимала, как он развивается. Я умела говорить о кино. Девочка из сибирского города, с той самой Лесобазы, я в Лондоне шла в авангардный кинотеатр и после сеанса участвовала в обсуждении фильма, ретроспективы. Там у меня быстро завелись литературные и окололитературные знакомства, в частности, я общалась с несколькими драматургами и сценаристами. И ни разу я не чувствовала между нами непреодолимой пропасти, потому что в 1990-е и начале 2000-х у нас был интересный телевизор, а в телевизоре был Кирилл Разлогов.
Который меня мотивировал еще и пойти в киноклуб в Тюменском институте культуры, где местный преподаватель Наталья Соколова устраивала показы хорошего кино с обсуждением, позже, уже после моего отъезда из Тюмени, киноклуб дорос до проведения собственных кинофестивалей. Много студентов в нашем городе стали в двухтысячные полноценными европейцами, потому что, посмотрев канал "Культура", пошли к Наталье Соколовой.
Думаю, ни киноклуба, ни европейцев в тюменской тайге не было бы, не будь Кирилла Разлогова, рассказывавшего нам в телевизоре о кино в его истории и развитии
Если ты смотрел канал "Культура", то, как минимум, понимал общую логику эволюции кинематографа. В этом тебе помогал Кирилл Разлогов, который не просто знакомил ошалевших от всего нового россиян с новинками кино, а умел объяснить их место в истории кино и описать то или иное явление концептуально. Для этого нужно было всего-ничего: регулярный эфир, в ходе которого критик мог бы планировать свои передачи и рассказы на месяцы вперед. В этом, конечно, заслуга в первую очередь руководства ТВ, которое тогда могло предоставить это время для показа целых ретроспектив. Ведь Разлогов устраивал не только кинопремьеры - она запускал режиссерские ретроспективы. Были, я помню, ретроспективные показы Вонга Карвая, Анджея Вайды, Фассбиндера, режиссеров итальянской новой волны.
Отчетливо помню, что именно у Кирилла Разлогова я увидела фильм "Так внезапно" аргентинского молодого режиссера Диего Лермана. А спустя много лет, уже года два назад, к нам в гости приезжали аргентинцы: муж и жена из Буэнос-Айреса, она - университетский преподаватель современной литературы, он - философии. Оба крайне прогрессивные и просвещенные, этакие добротные аргентинские молодые интеллектуалы. И они не знали про этот фильм Диего Лермана! А я, сидя в своей ленинградской деревушке, знала. Они потом нашли это кино, посмотрели, познакомились с Диего Лерманом и устроили в университетском киноклубе показ его фильмов с участием самого Лермана. И все благодаря тому, что в 1990-2000-е у нас было достаточно прогрессивное ТВ и Кирилл Разлогов.
Можно было сидеть в Тюмени и становиться потихоньку частью современного западного мира
И нашему поколению повезло - мы застали такое ТВ с Разлоговым, когда были молоды, открыты, могли не спать ночами и не пропускать интересные передачи, которые шли не только по "Культуре" - пожалуй, на всех телеканалах показывали хорошее, а, главное, новое кино. Еще для примера скажу, что все немейнстримовые фильмы с Леонардо Ди Каприо, включая артхаусный "Кафе Донс Плам", у нас почти сразу после выхода выпускали на ТВ.
Не только Разлогов, конечно, нас просвещал. Чуть позже появились передачи Сэма Клебанова. Новая молодежь знает его как пропагандиста LCHF-питания, но на самом деле Клебанов - кинопродюсер и киновед, который тоже стал для нас, но уже в 2000-е, проводником в мир современной культуры и кино. Помню, что именно Клебанов, к примеру, открыл для России южнокорейских режиссеров: Ким Ки Дук (скончавшийся не так давно в Латвии), Пак Чен Вук - о них мы узнали от Клебанова.
Ушло то время. Разлогова нет, а Клебанов занялся диетами, его эфиры становились редкими и короткими. Трагедия культуры: масс-человека перестали приобщать с искусству через телевизор.