Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Фрустрации, смутные желания и Нотр-Дам по-японски

Несмотря на то, что нас нельзя назвать большими поклонниками аниме, японский мультипликационный триллер «Истинная грусть» (1998) мы всё-таки полагаем обязательным для просмотра всеми любителями мрачного жанра. Хотя бы потому, что оный оказал очень большое влияние на сферу современного криминального кино. Но обо всём по порядку…

На самом деле мультфильм никто не планировал создавать. Предполагались съемки телевизионного сериала про поп-звезду, которую преследует невменяемая личность (привет фабуле «Телохранителя»). Именно таким был сюжет романа японского писателя Такеути. Однако в силу ряда причин на полноценный проект денег не хватило, а потому решили сотворить анимацию.

Это был тот случай, когда негативные обстоятельства приводят к положительному эффекту. В ходе работы над мультфильмом сюжет стали основательно переделывать и от изначальной задумки фактически ничего не осталось. И получилась принципиально новая история, следы которой можно обнаружить во множестве фильмов: от «Реквиема по мечте» до «Чёрного лебедя».

Участница поп-группы «Чам» по имени Мимарин (для близких - просто Мима) решает завершить свою сольную карьеру и попробовать себя в качестве актрисы. Ей достается роль и нуарном сериале «Двойная связь» (нечто среднее между «Двойной страховкой» и «Опасными связями»). По ходу съемок гибнут люди: сценарист, который специально ради рейтингов добавляет в сериал рискованные сцены; фотограф, убеждающий Миму сделать откровенную фото-сессию и т.д.

И здесь мы выходим на проблему «тёмного двойника». В ленте таковых оказывается не один, а несколько. Во-первых, самой Миме кажется, что она оказалась во временной петле и не может отличить дубли на съемках от реальных дней. Ей мнится, что она сходит с ума и её «второе Я» совершает преступления, что перекликается с идеей сериала, в котором они снимается. Перефразируя максиму про Лао-цзы и бабочку: не понятно, то ли это актриса, которой представилось, что она - серийная убийца, то ли серийная убийца, нарисовавшая фантазию о себе как актрисе.

Криминальная кино-особа экзотического вида

Во-вторых, есть мотивы «Эсмеральды и Квазимодо» из бессмертного произведения Гюго. Только вот поклонник становится проекцией «идеальной Мимы». Он от её лица ведёт станицу в сети – на тот момент явление очень редкое. В этой части мультфильм оказался пророческим, как по части фейков, так и двух личин – реальной и сетевой. И это ещё не всё, так как «идеальная Мима» решила избавиться от «дискредитировавшей себя актрисы».

От «кискодава» до экс-символа панка в кино

В-третьих, есть подруга, коя завидует привлекательности героини и полагает себя «подлинной звездой». И в этой ситуации надлежит отделаться от «наглой самозванки», которая отказалась петь и хочет сниматься в кино. Одним словом, собственные проблемы весьма усугубились «внешними факторами».