Посёлок Гузерипль, недалеко от горы Фишт (см. на фото) и от Сочи.
И.В. Бормотов рассказывает о трагических событиях, проходивших здесь в период войны.
Эшелон с беженцами-евреями прибыл на станцию Хаджох. Евреи, а также жены партийных работников и красных командиров всех национальностей, уходя от наступающих частей гитлеровцев, несли с собой самое дорогое: документы, фотографии, фамильные драгоценности и золото.
Прибывшие разместились в посёлке, но уже подходили немецкие войска. Не все успели уйти в горы, многие были арестованы занявшим Хаджох противником и согнаны в концлагерь (ныне Хаджохская турбаза «Горная»). Евреев, арестованных в Хаджохе, разбили на две группы. Одну группу вывели за посёлок и расстреляли в районе нынешнего Гузерипльского леспромхоза. Вторую группу вывели в Даховскую и расстреляли под обрывом за старым деревянным мостом через реку Белую.
В сторону поселка Гузерипль смогла уйти лишь небольшая часть евреев. Они смешались с группой отступавших беженцев, жён партийных работников, жён красных командиров и женщин, имевших членство в коммунистической партии, так как данная категория граждан в оккупации подлежала аресту и расстрелу в первую очередь. Эта группа всё же смогла выйти на горную тропу, идущую в Дагомыс. Но на Гузерипльском перевале встретилась с разведгруппой фашистов и была обстреляна. Фашисты забрали у убитых женщин небольшие сумочки и чемоданы. По рассказам местных, в поклаже, кроме документов, было немного драгоценностей и золотых вещей.
Группу беженцев сопровождало отделение красноармейцев. Они вступили с фашистами в перестрелку. Фашисты, бросив убитых и раненых беженцев, прихватив их пожитки, отошли к скалам Оштена (соседняя с Фиштом вершина). Оставшиеся в живых беженцы под прикрытием красноармейцев вернулись в Гузерипль.
Могильные холмики убитых под Гузерипльским перевалом евреев ещё до настоящего времени видны. Но о них никто не знает и они не отмечены обелиском.