Год назад я случайно оказалась свидетельницей разговора моих коллег. Зинаида Александровна, умудренная опытом учительница русского языка наставляла нашу молодую коллегу на путь истинный.:
-Не бери классное руководство! Ни за что! Это- каторга.
- Вот я так и подумала, когда мне предложили руководство в 5- б,- робко поддакнула Олеся,- зачем мне такие сложности?
- Ну и зря! - не выдержала я- Хороший класс.
- Не слушай ее.- сказала Зинаида Александровна. Затем она повернулась ко мне с вопросом:
- Тебе что-нибудь платят за твою внеурочную деятельность?
- 500 рублей- ответила я.
- Вот видишь!- торжествующе воскликнула Зинаида Александровна, оборачиваясь к Олесе
- Не слушай ее. Себя нужно любить и ценить. И не взваливать на свои хрупкие плечи целую гору плохо оплачиваемых, обременительных обязанностей.
- А зачем тогда вы ее ведете?- поинтересовалась Олеся.
Речь шла о внеурочных мероприятиях, которые я организовывала для всей школы. Я, наслушавшись психолога Лабковского, решила не оправдываться и не вдаваться в подробности, раскрывая все мои мотивы. Я сказала Олесе, что, по моему мнению, из нее получится очень хороший классный руководитель. К тому же, оплата за классное руководство стала выше.
Время прошло. Зинаида Александровна с этого года на пенсии, а Олеся взяла классное руководство в 5-б классе. Недавно мы с ней обсудили основные заблуждения, которые имеются у молодых учителей о нашей профессии. Вот, что я ей сказала:
Заблуждение первое- Молодым педагогам сложнее, чем опытным педагогам удерживать дисциплину. Не сложнее. Есть много примеров их успешности в этом вопросе. В педагогических вузах этого не преподают, но есть очевидные плюсы молодых людей. Разумеется, здоровье. Если ты в центре внимания многих людей целый день, у тебя должна быть сильная энергетика. Ты ведь, наверно, замечала, что стоит тебе чуть-чуть разболеться, тебя уже никто не слушает. Твоя сила в молодой, здоровой энергетике и цени это. А педагог в возрасте компенсирует ухудшившиеся физические возможности другим арсеналов приемов, которые наработаны с опытом. Один из приемов: будь предсказуемой. Должны быть правила, которым следуют все. У учителя свои правила, которые он применяет по отношению к детям, основанные на взаимоуважении и справедливости, а у детей свои. И все четко их соблюдают. Дети очень плохо воспримут, если ты будешь экспериментировать со своей педагогической манерой каждый раз. Недаром функционал классного руководителя - организовывать. Вот и организуй: четкий распорядок дня, четкие обязанности для каждого, правила общения и наказания, если кто-то эти правила нарушил. Есть еще много приемов. Надо будет расскажу.
Заблуждение второе- надо работать только в хороших классах. Это там, где больше умниц. Не факт. У меня есть класс, о котором отзываются как об очень сложном. И с дисциплиной проблема, и с обучаемостью. Таких классов обычно не так много. Но конкретно в этом классе слабоуспевающие дети очень добрые, и общаться с ними даже приятно. Просто в таком случае думай позитивно: есть повод применить творчество, придумать для них что-нибудь другое, не то, что работает в классе со способными детьми.
Заблуждение третье- своих детей учить нельзя. Кто сказал? Я учила. Якобы будут проблемы у детей с одноклассниками. Но ты ж не собираешься выделять своего ребенка, ставить ему несправедливые оценки. Мои дети сдавали ГИА и подтвердили те оценки, которые я им ставила. Сын- пятерку, дочь- четверку.
Заблуждение четвертое. Знала одну девушку, которая отказалась идти в школу после вуза, потому что считала, что не досконально знает свой предмет. Я думаю, что у нее было призвание. В конце концов, она стала многодетной мамой, и ее дети- очень воспитанные ребята. Это пример того, что, хотя и надо стремиться к тому, чтобы быть очень компетентным специалистом, нужно еще и учитывать, что учиться этому можно хоть всю жизнь. Гораздо хуже, если ты очень хорош в своем предмете, но совершенно не умеешь передавать знания другим. А еще в школе тебе нужен еще целый ряд знаний и умений. Ты должна интересоваться психологией, так как имеешь дело с детской душевной организацией, и если ты навредишь ребенку, то травма у него останется на всю жизнь. Тебе нужны навыки ораторского искусства, и это не шутки, что обучаться этому надо серьезнее, чем у нас принято. Все: поставленный голос, манера речи- никаких слов-паразитов, содержание- не лить воды, говорить только самое главное- все это важно. Ты также должна уметь поговорить на морально-нравственные темы. В конце концов, пригодятся навыки массовика-затейника и туриста. Для классного руководителя необходимо организовывать выезды детей и походы. Это сплачивает коллектив и помогает решать воспитательные задачи.
Заблуждение пятое. Учитель- это диктатор. Неулыбчивая мегера легко добьется полной тишины и хорошей успеваемости. Она- командир дома и на работе. И эта манера настолько неприятная, что некоторые молодые учителя стараются вести себя совсем прямо противоположным образом- позволяют себе фамильярность и бесцеремонность по отношению к ученикам. Во-первых, кто сказал, что у тебя должна быть гробовая тишина? Если только речь не идет о контрольной работе. Рабочая атмосфера на уроке- это и возможность что-то обсудить, и эмоционально отреагировать. Тебе же важна реакция учеников, чтоб понять, нашла ли ты рабочий метод для данной, поставленной цели? Есть разница между хаосом и организованным, логичным течением урока, где органичны шутка, экспрессия и искренность. Хуже равнодушие, недоверие, скрытый бунт. Поэтому не дави, но и не отпускай поводья. Я, если надо угомонить разбушевавшийся народ, просто называю буянов по фамилиям и именам ( всегда надо делать замечания не к общей массе а адресно) и прошу успокоиться, в противном случае у нас у всех будет болеть голова. Не помогло - подошла, проверила классную работу. Не сделал- соответствующая оценка в дневник. Но на данном этапе может произойти раскаяние. Тогда- простить и дать шанс. Балагуров у меня не так много даже в слабых классах. Большинство все таки удается мотивировать учиться.
У меня еще много фишечек, которыми я могла бы поделиться, но боюсь, Олеся, надоесть своими нравоучениями. Успехов тебе в работе!