Найти тему
Бард-Дзен

Визбор о Визборе. Продолжение разговора с участием дочери великого барда.

Друзья… Вот обратился так ко всем читателям, и немного усомнился, конечно, в основном здесь на канале Бард-Дзен собираются именно друзья, но и хейтеры тоже. Впрочем, что нам хейтеры! Пусть себе исходят праведным, как им кажется, гневом на пустом месте, а к тем, кто читает не то, что сам придумал, а то, что я пишу, я все же предпочитаю обращаться именно так – друзья.

Итак, друзья, в ответ на прошлую статью о Юрии Визборе я получил письмо от Татьяны Визбор, его дочери. Потом мы созвонились, и Татьяна Юрьевна много чего интересного мне рассказала об отце, и о некоторых спорных моментах статьи. Это такие детали, которые для меня в том тексте были не очень важны, но для Татьяны очень. И, кроме того, друзья, ну как не воспользоваться таким приятным поводом, как знакомство с Татьяной Юрьевной, и не поиграть для вас тут еще несколько прекрасных песен ее отца, а заодно и уточнить кое какие нюансы, показавшиеся ей в прошлом тексте не верными. Нет, факты в том тексте все на своих местах, но вот их объяснения подчас трагичны и заслуживают отдельного разговора.

Очень многие в комментариях к прошлой статье пожалели о том, что так и не прозвучала одна из самых известных и любимых песен Юрия Визбора «Волейбол на Сретенке». Сегодня прозвучит обязательно. Именно эта песня объясняет, точнее иллюстрирует очень многое в жизни самого Юрия Визбора, а заодно и расставляет правильные акценты в понимании тех самых нюансов, которые показались спорными Татьяне Юрьевне в предыдущем тексте. Но сначала цитата из письма Татьяны с ее позволения.

Отец поступил в Педвуз, не потому что искал, куда легче сдать экзамены, и не из-за большого количества девушек (хотя, думаю для него это был привлекательный бонус), а потому что он был ЧСИР, сыном репрессированного и расстрелянного в 38-ом отца. В другие вузы, куда он первоначально собирался даже документы не приняли. А в Педвуз брали всех, стране нужны были учителя, особенно мужчины.

Я, кстати, свою шутку по поводу Педа тоже не сам придумал. Это я слышал в записи живого концерта Визбора. Он очень весело рассказывал о том, что, когда не приняли документы ни в одной из ранее рассматриваемых ВУЗов, одноклассник соблазнил его Педом именно такими аргументами – там же почти одни девчонки. Причем, сам соблазнитель не поступил. В изложении Визбора это выглядело хохмой, но реальность жестче. Оттепель – оттепелью, а вот почетное звание «сын врага народа» никакие 20-е съезды отменить не удосужились. Если помните, последняя волна реабилитаций прошла уже на нашей память в 2014 году. Буквально вчера. Так что волейбольные команды Сретенских дворов едва не сплошь состояли именно из этих вот сыновей врагов и не пришедших с войны солдат.

А вот кличка Визбор – это действительно семейная хохма, которая и сейчас актуальна. Некоторые читатели обиделись по этому поводу – зря. Некоторыми кличками стоит гордиться, а уж такой-то!.. У меня, кстати, был ученик в свое время, он тогда играл за юношеский состав Амкара, или тогда еще безликой Звезды, уже не помню. Играть давно перестал, но вот кличка Марадона осталась на всю жизнь, и совершенно не обижает носителя. А что, играл здорово, заслужил. Но история возникновения этой хохмы действительно другая. Слово Татьяне Юрьевне:

Мне было лет 10-11. Я подошла к отцу с вопросом, почему у всех ребят в классе есть клички (в основном производные от фамилии), а у меня нет. Ответ отца вы знаете.

Понимаю, в каждой шутке только доля шутки. И в этой истории Визбор как кличка принадлежит Татьяне, а не отцу, но, друзья, если почитать воспоминания о Юрии Иосифовиче его друзей, легко представить кучу ситуаций, когда фамилия использовалась как кличка. Особенно в туристской, горнолыжной или альпинистской компании. Там же это принято. Мне вот вспомнились несколько рассказов о том, как именно Визбор катался на горных лыжах. Он не был чемпионом, конечно, но все сходятся в том, что Визбор катался красиво. Едва не красивее всех. И посмотреть на его спуск люди бывало сбегались специально. Так что фразу, типа «Ну, Визбор – он Визбор и есть», представить себе не трудно. Вообще, почти все пишут о том, что было в нем такое, знаете, пижонство. Не высокомерное и нахальное, а доброе и самоироничное, но именно пижонство. И в горных лыжах, которыми он увлекался долгие годы это проявлялось в полной мере.

Кстати, фирменное визборовское пижонство и в песнях проявлялось. Это замечательное качество для автора, а уж с такой самоиронией, какая была присуща Визбору – это и вовсе самостоятельный авторский стиль, за который, в том числе, автора и любят как-то особенно. Согласитесь, иначе не напишешь, например, знаменитую «Вставайте, граф» а в довесок к ней и «Вставайте, граф, 20 лет спустя». Тут ведь точно нужно сначала принять себя как белую кость и голубую кровь, а потом над этим от души посмеяться. Немного грустно посмеяться, но все равно от души.

Но это я немного отвлекся от главной нити сегодняшних наших с вами разговоров. Просто очень захотелось поиграть именно эту ироничную и пронизанную тщательно скрываемой грустью забавную песню. Знаю, не я один ее очень люблю, не я один готов слушать ее регулярно.

В первом тексте история с кличкой Визбор и сложностями с трудоустройством Татьяны Визбор оказались в одном эпизоде. И то, и другое – чистая правда, вот только это совсем разные эпизоды, между собой связанные только с фамилией.

На работу меня действительно не брали из-за фамилии, но совершенно по другой причине. С третьего курса я работала вне штата в Молодежной редакции ЦТ. После окончания факультета журналистики редакция отправила на кафедру официальный запрос, меня брали на работу. Я с этим официальным распределением пришла в отдел кадров. Документы мои «завернули» без объяснения причин. Позже я узнала, что, как и многие дети, родители которых работали в Гостелерадио, попала под «негласное указание товарища Лапина, человека афористичного, который на одном совещании сказал: «У нас не завод «Красный пролетарий», нам не нужны трудовые династии». «Золотая молодежь», «знаменитая фамилия» тут не причем, это вообще не про меня и не про мою семью. У Д. А. Сухарева есть стихотворение, посвященном родителям:
Пели чисто, жили просто на какие-то шиши.
Было жанра первородство, три аккорда, две души.

Я тоже знаю про эти негласные запреты, поскольку тоже работал на ТВ. На региональном, правда, но правило это действовало и там с очень редкими исключениями. Зато, вспоминая медийную работу Визбора, можно поговорить о важном, о новом жанре в авторской песне, придуманном и реализованном Визбором с большим успехом. Это называлось песня-репортаж. Казалось бы, совершенно несопоставимые вещи. Трудно не вспомнить при этом крылатую фразу «утром в газете, вечером в куплете», которая больше характеризовала песенных халтурщиков, чем настоящих поэтов. Но Визбор сделал этот жанр таким, что и спустя 30 – 40 лет актуальные журналистские сюжеты не устарели. Даже наоборот, как доброе вино набрали аромата, терпкости и особенно цены.

Знаете, я хотел тут поставить песню «Я иду на ледоколе». Шуточную и даже немного пародийную песенку-репортаж, но потом вспомнил уже настоящую пародию в стиле песня-репортаж, намного более шуточную. Зато показывающую еще и невероятную крутизну автора во владении поэтической формой. Слушайте и восхищайтесь. И это – уже не шутка.

Я вот думаю, что юмористическая ипостась Визбора недооценена. Понятно, что большого поэта люди воспринимают более чем серьезно. Даже Пушкин, наше все, в этом смысле менее известен, чем придуманный персонаж Козьма Прутков, что уж говорить о Визборе. Но это немного жаль. Юмор Визбора, добрый, не обидный ни для кого заслуживает отдельного большого разговора и самых высочайших оценок. Да он и неотделим от автора. Но я не буду нарушать сегодня этой традиции, и в финале вернусь к песням и событиям серьезным. Еще одна цитата Татьяны Визбор:

Однажды после занятий на факультете отец встретил меня очень встревоженный и расстроенный. Он потребовал, чтобы я поменяла фамилию на Якушева или Шевченко, сказав, что за ним «тянется хвост диссидентства». Я отказалась. О причинах писать долго. Моей сестре, она тогда училась в школе, фамилию поменяли.

Огромное вам спасибо, Татьяна Юрьевна, что вы отказались. Конечно, авторская песня в целом – «не завод «Красный пролетарий» и династии могут вызывать кучу вопросов у почитателей этого песенного направления. Да и вызывают, конечно. Знаю даже, что творчество Варвары Визбор многих раздражает, слишком уж для любителей традиционной песни у нее не традиционные аранжировки и решения, но я вот, наблюдая из года в год за детскими и студенческими фестивалями авторской песни понимаю, что наше молодежное крыло частенько приходит к пониманию традиционной песни именно через такой вот авангард. Я уже несколько лет вижу, как песни Ады Якушевой детки поют с ритмической основой Варвары. Но я так же вижу, что они поют не только те песни бабушки Варвары, которые слышали от нее. И это мне нравится.

Но поиграть в финале я хочу песню Юрия Иосифовича, которая, похоже устраивает большинство. Это сделано бережно, с большой любовью и нежностью, и это заставляет нас радоваться простому факту – фамилия ли, кличка ли, не важно, важно, что эта фамилия продолжается в нашей песне.

P.S.

Уже опубликовал текст, и вспомнил о вежливости по отношению к своим читателям. Но лучше же чуть позднее, чем вообще никак. Дело в том, что благодаря Татьяне Юрьевне Визбор у меня получился небольшой диптих. И людей, которые сразу откроют этот текст не хорошо заставлять рыться в ленте и искать текст первый. Поэтому ставлю для удобства ссылку. Первый текст назывался немного провокационно: "Визбор это не фамилия, это кличка - Юрий Визбор".

Вот теперь это синенькое название - ссылка на первый текст. Читайте оба, слушайте прекрасные песни, и делитесь мнениями о великом барде.

Да, и очень важно: оба текста входят в цикл статей #великие барды и если нажать на хэштэг, можно посмотреть весь этот цикл.