Незаметно для широкой общественности начал работу новый ж/д маршрут грузовых перевозок, соединивший между собой, казалось бы, такие далекие регионы, как российский Северо-запад и далекий индийский Мумбай.
Транспортный коридор "Север-Юг" - так он называется.
Да, для пассажирских перевозок это не интересно, а вот для грузовых - этот маршрут отличная альтернатива, имеющемуся морскому пути в обход всей Европы, через Суэцкий канал и в Индийский океан или альтернативным ж/д маршрутам через Казахстан и Узбекистан.
Соглашение о запуске мультимодального маршрута "Север-Юг" было подписано еще в далеком 2000 году, а реальный проект был представлен "РЖД Логистика" на выставке, проходившей в Индии в 2019 году
Мультимодальный маршрут - доставка товаров, согласно одному контракту, но разными видами транспорта, при этом, перевозчик отвечает за доставку груза на всех этапах (суша, вода, воздух)
Сроки доставки грузов вдвое меньше, чем морским путем.
Основная задача - максимально быстрая доставка товаров из Юго-восточной Азии в Европу.
На начальном этапе планируемая мощность маршрута до 5 млн тонн в год с последующим увеличением до 10 млн, а вообще, проектная мощность - 30 миллионов тонн в год. Коридор состоит из наземной части и водной, проходит по территории России, Азербайджана, Ирана и Индии.
Длина маршрута - 7000 км. Срок доставки груза из порта Мумбаи в Санкт-Петербург около 20 суток, а это в два раза быстрее, чем морским путем, при этом, стоимость транспортировки ниже на 20%, чем, имеющиеся альтернативные ж/д маршруты через страны Средней Азии.
Индийская экономика одна из самых быстрорастущих на планете, сегодня товарооборот между Россией и Индией насчитывает около 5 млрд$, а стоит задача поднять его до 50$! Понятно, что и логистика должна идти параллельно или даже опережать рост товарооборота, поэтому и ожидаемо такое резкое ускорение в реализации проекта, о котором первый раз было заявлено в 2000-м году, и потом ничего не делалось аж 16 лет и вот спустя четыре года первый состав уже отправился по новому транспортному пути.
Кстати, для РЖД Индия это не "терра инкогнита". Российская компания уже с 2017 года успешно работает на индийской железнодорожной инфраструктуре, участвуя в модернизации линии Нагпур – Секундерабад, увеличивая ее пропускную способность и делая ее более скоростной.