Найти тему
Максим Бурмистров

Модели железных дорог из ГДР. Часть 16. Нападение ковбоев на поезд с деньгами, или мы еще поиграем в индейцев!

Давненько я не заглядывал в пыльную витрину с моделями железных дорог, а зря! Давайте восполним затянувшееся молчание и распечатаем еще одну великую тайну ПИКО – удивительную и краткую серию, посвященную «тлетворному влиянию Запада», а именно – американским железным дорогам!
Этот удивительный вагон попал ко мне совершенно случайно – его предложил мне приобрести мой дилер, а я, помнится, удивленно и с некоторым небрежением насупил губки, вертя диковину в руках – что за хрень экзотическая, в какие это калашные ряды своим свиным рылом???
И правда, вагончик ломал привычные стереотипы и выглядел уж чересчур не в русле всего, что делало ПИКО:

Экзотика, да и только!
Экзотика, да и только!

И только позже, завладев каталогом компании PIKO, вышедшем в далеком 1958 году, я понял, что ко мне в дверь постучалось настоящее чудо и редкость, ведь вагон этот, насколько я понял, засветился исключительно в этом каталоге и просуществовал на конвейере критически малое время, так что далеко не во всякой коллекции старья его можно лицезреть, так что и вы – удивляйтесь!

Страничка редкого каталога с еще более редким вагоном, вышедшего в свет в 1958 году.
Страничка редкого каталога с еще более редким вагоном, вышедшего в свет в 1958 году.

Откуда, почему и зачем у ПИКО появилась рьяная оголтелость делать вагоны с американским уклоном (и не только вагоны), мне, наверное, не понять. Возможно, из-за этого непонимания у «пипла» и сама серия прошла незамеченной, не стала долгоиграющей, послужила неким экспериментом, завершившимся также тихо, как и некоторые другие эксперименты модельного гиганта.
Мне хочется пофантазировать – а зачем надо было вообще выпускать локомотивы и вагоны с американской тематикой? ГДР пыталась прорубить окно в Штаты? Хотели шапками закидать Лос-Анджелесы и прочие Нью-Йорки? Думали торговать с Америкой так же, как с СССР? Прям представляю: в ихнем «Детском мире» на 65-й авеню открыт отдел по торговле железными дорогами из загадочной страны ГДР, детишки толпятся вокруг макета с движущимся по кругу, паровозиком и крепко зажимают в кармане центы, скопленные от не съеденных в школе, завтраков, чтобы потратить их на вожделенный вагончик или стрелку… Бред, да и только!
Однако, в русле социалистического потребления товаров выпуск конкретно этой «американской серии» был, возможно, не случаен!
Мой брат, родившийся в 1959 году и немного повзрослевший, прошел через тотальный интерес к индейцам и ковбоям, к романтике Дикого Запада, основанной на пистолетах и извечном антагонизме коренных жителей и «белых» захватчиков.
Брат мой отлично рисовал и очень любил рисовать комиксы (это в СССР-то, в начале –середине 60-х!), так, в частности, появилась на страничке одного из его блокнотов картинка под названием «Нападение ковбоев на поезд с деньгами», где весь листок был испещрен перекрещивающимися под разными углами трассерами летящих из револьверов пуль, а поезд с похожими вагонами был, безусловно, ограблен подчистую. Ковбои в характерных шляпах с загнутыми полями, разодетые в клешированные кожаные штаны с бахромой, такие же безрукавки и клетчатые рубахи (именуемые и теперь исключительно ковбойками), обутые в остроносые сапоги со шпорами стреляли из пистолетов с обоих рук и непременно попадали туда, куда целились. Бойня была живописная!
Вспомним и сакраментальное «Мне очень жаль, Боб, что твоя гнедая сломала ногу, но Боливар выдохся, он не выдержит двоих», произнесенное в вечной комедии Гайдая «Деловые люди», вышедшей на экраны… в 1962 году, то есть совсем не так сильно позже выхода в свет серии «Вестерн» от ПИКО!

Кадр из фильма «Деловые люди», новелла первая «Дороги, которые мы выбираем». Отлично видна надпись на борту паровоза.
Кадр из фильма «Деловые люди», новелла первая «Дороги, которые мы выбираем». Отлично видна надпись на борту паровоза.

Тема индейцев и ковбоев, как мне казалось, наиболее ярко обрушилась как раз на мое поколение. Кто не мечтал о заветном пакетике с набором «краснокожих» или с комплектом их завсегдашних противников, насквозь пропахших дрянным виски из прокуренных салунов? Я помню себя, готового в свете тотального дефицита отдать любую игрушку за хотя бы одного индейца или ковбойца! И ведь менял, менял!.. А книги Карла Мая, Фенимора Купера? А как же Гойко Митич, главный индеец всех времен и народов???
Вся эта моя тирада нужна лишь для того, чтобы понять, что появление в 1958 году серии локомотивов и вагонов из американской истории была не случайной, а зиждилась на уже тогда зарождавшемся интересе простого люда к романтике далекой страны, в которой, как тогда думал, я думаю, каждый «социалистический гражданин», он никогда не побывает.
Но – бросим предположения и домыслы, рассмотрим игрушку, тем более удивительную тем, что вышла она в период крайне скромного ассортиментного предложения молодой, но амбициозной компании.
Это – карболит, братцы, это царство карболита во всем! Корпус- карболит, крыша – карболит, накладки на буксы – тоже он.
Состояние вагона близко к идеальному, хотя в него играли, "благодаря" чему на крыше, окрашенной в яркий шиповниковый цвет видны небольшие потертости.

Крыша – вид строго сверху.
Крыша – вид строго сверху.

Крыша крепится к коробке вагона при помощи винтов (их вы увидите, когда мы доберемся до дна). Если приглядеться внимательно, станет ясно, что прожитый полтинник с лишним пошел вагону не на пользу: карболит деградирует, усыхает, тянет детали игрушки и деформирует их. Крыша выгнулась краями вверх, а коробка наоборот – краями вниз, отчего отлично заметна щель, образовавшаяся между этими двумя деталями.

Деформация материала привела к образованию щели между деталями.
Деформация материала привела к образованию щели между деталями.

Но вагон этот, безусловно, инновационен. Новизна его состоит не только в смысловой направленности, ориентированной на Америку, но и в технологии, ведь вагон, в отличие от современников, получил очень богатую раскраску. Это и золотое перышко с размашистой надписью «Western Pacifiс» и маркировка, нанесенная черной краской на борта товарняка.

Раскраска вагона опережает свое время.
Раскраска вагона опережает свое время.

Но в целом, конечно, предмет демонстрирует крайне скудные возможности фирмы ПИКО по копированию натурных образцов. Карболит не давал работать с рельефом в полную силу, но все же он есть, этот рельеф. Эта брутальность, безусловно, сегодня определяет ценность антикварного предмета, но в то же время смотрится смешно даже в сравнении с вагонами этой же компании, которые начали выпускаться в начале шестидесятых, когда карболит ушел в тень, уступив место пластику.

Вагон красив, но в целом примитивен.
Вагон красив, но в целом примитивен.

Здесь применена «квадратная» сцепка от ПИКО, грубая, но вполне работящая. Лично мне эта сцепка нравится, функционирует она на удивление четко. Но, конечно, она тоже обязана была «умереть» вместе с карболитом: новые тенденции требовали совершенно нового подхода к исполнению деталей, изящные пластиковые вагоны просто не могли терпеть такую неотёснутость!

«Квадратная» сцепка, разработанная ПИКО, очень хорошо исполняет свои обязанности, но смотрится анахронизмом.
«Квадратная» сцепка, разработанная ПИКО, очень хорошо исполняет свои обязанности, но смотрится анахронизмом.

И, традиционно, бросим взгляд на днище. Здесь царит «голяк на базе», говорящий о том, что не только кооперативы грешили простотой моделей, но и сам гигант не чурался предельной простоты на заре своей деятельности, не утруждая себя проработкой деталей.

Пузо пустое. Голое.
Пузо пустое. Голое.

Здесь можно увидеть аббревиатуры всех участников концессии (правда, я не знаю, в каких отношениях они находились относительно друг друга, кто кому и чем был обязан) – PIKO, IKA, EIO.

Маркировка интересная, можно трактаты научные писать!
Маркировка интересная, можно трактаты научные писать!

Также желтенький треугольник отмечает, видимо, приемку предмета местной командой ОТК.
Колесные тележки интересные. Основа у них – хитровырубленная и еще более хитровыгнутая стальная пластина, крепящаяся к днищу вагона при помощи стальных же, заклепок.

Железяка поражает своей сложностью.
Железяка поражает своей сложностью.

Купив двадцать лет назад этот вагон, я, конечно, загорелся приобрести и его «канареечного» собрата, пропечатанного на вышепоказанной страничке каталога, но, как говорится, все усилия оказались тщетными. Впрочем, постигла меня неудача и с покупкой локомотива, украшенного словом «Санта Фе». Ну не судьба…
Трагедия же вагона в моей коллекции вполне понятна: он остался гордым одиночкой, белой вороной среди других вагонов и локомотивов, как напоминание о кратком периоде интереса компании PIKO к теме освоения Дикого Запада. Ну что же, как говорится, грустить не будем, мы еще поиграем в индейцев!

Один среди чужих, но этим и уникален!
Один среди чужих, но этим и уникален!