«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5:22,23)
Все вышеперечисленные плоды производятся не нашей душой, но духом. Поэтому нам можно расслабиться и не пытаться «выжимать из себя» любовь, радость или мир. Все это естественным образом без наших усилий производит новый духовный человек. Все это – дар Божьей непостижимой благодати!
Конечно, плод требует времени для развития. Ни один плод не вырастает за час или за день. Уровень плода во многом зависит от духовного питания, которое получает человек. О том, каким образом мы можем питаться духовно, речь пойдет далее, но прежде я хочу привести еще одно яркое откровение Священного Писания: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф.1:3). Во Христе мы уже вошли в обладание ВСЕМИ духовными благословениями, которые есть на небесах! Бог есть дух, поэтому и дары Его духовны. Нет такого необходимого нам небесного благословения, которое было бы недоступно духу возрожденного человека. Не случайно один из Отцов Церкви Григорий Богослов († 389) называл дух человека «частицей Бога». Возрожденный дух можно назвать частичкой неба в человеке!
Господь уже все совершил для нашего спасения. Ему ничего не надо добавлять: «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр.10:14). На все наши нужды уже даны ответы через голгофскую жертву Христа. Нам не надо ничего выпрашивать у Господа, но надо научиться брать ответы из духа.
Дух человека также является местом пребывания даров Святого Духа. Дары, как и плоды приходят «из чрева», то есть из духа: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:38,39).
Таким образом, можно сделать вывод: потенциально в духе возрожденного христианина уже есть ответ на любую нужду. Нам все уже дано для жизни и благочестия! Не следует молиться за праведность, любовь, мир, радость, терпение, кротость, воздержание, поскольку они уже даны духу и возрастают в нем. Молиться и трудиться надо над тем, чтобы наши души начали смиренно искать руководства духа, чтобы «рука» веры смогла ухватиться за дух и никогда не отпускать его. Неудивительно, что размышляя о великом богатстве в духе, а еще более о том, что Сам Господь обитает в нем, апостол радостно восклицает: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор. 4:7).
Заметим, что в нас, точнее в нашем духе есть огромная преизбыточная сила. Это Божья сила, и хотя она проявляется через нас, вся слава принадлежит Господу, а не нам. Размышляя над великими сокровищами возрожденного духа, удивительно, что наши души еще столь от них далеки при том, что дух и душа человека, как уже говорилось, слиты «нераздельно и неслиянно».
Дело в том, что душа верующего человека находится в процессе спасения. В Царстве Божьем она изменится настолько, что будет полностью соответствовать совершенству духа. Таким образом, нынешнее состояние нашего духа пророчески указывает на будущее состояние наших душ.
Завершая разговор о девяти плодах возрожденного духа, хочу рассмотреть небезызвестный стих из послания к Филиппийцам: «совершайте свое спасение со страхом и трепетом, ибо это Бог действует в вас, производя и хотение и действие, по Своему благоволению» (Фил.2:12,13 КАС).
Из слов апостола можно сделать два вывода. Во-первых, дело спасения можно назвать богочеловеческим. Оно начинается с действия Божьей благодати. Никто не придет ко Христу, если Отец Небесный прежде не коснется сердца. Он производит желание и Сам дает силу, чтобы это желание реализовать. Каждый читающий эти строки имеет определенное духовное желание, иначе вы бы просто не дочитали до этого места. Конечно, одного желания мало. Евангелие Иисуса Христа утверждает, что благодать Божья через дух всегда доступна нам, чтобы воплотить желание в конкретные дела. Сказанное касается каждого аспекта духовного плода, о которых мы беседуем.
Во-вторых, дело спасения не будет завершено без нашего активного участия. Выбор верить или не верить, жить по духу или не жить делаем мы. Надеюсь, что этот более чем скромный труд кому-нибудь поможет делать правильный выбор, чтобы жить духом и являть его богатства – святость, мудрость, силу Божью, жертвенную любовь «агапе», радость, мир, долготерпение, благость, щедрость, верность, кротость, воздержание. Аминь.