Найти тему
Стереотипы

ФИЛЬМОГРАФИЯ: Бент Хамер.

Норвегия стала еще одной страной, где авторское кино и арт-хаус уверенно развиваются в 21 веке. В 90-е годы страна была еще едва различима на кино-карте Европы, когда появилась яркая и узнаваемая фигура Бента Хамера.

 Яйца(1995)
Eggs
Яйца(1995) Eggs

Он дебютировал фильмом "Яйца" (1995), причем был гостем Московского кинофестиваля. Два пожилых брата живут в провинции, их дом живет по календарю точного ежедневного распорядка, неспешная жизнь чудесных насекомых, слушающих радио. В их доме появляется странноватый сын одного из братьев, что заметно нарушает налаженный быт пейзан. Сделать что-то интересное из такого сюжета едва ли возможно, но Хамер снимает по-своему совершенное кино, с выверенным ритмом, потоком остроумных нюансов, идеальной точностью каждого жеста и каждого слова. Чувство юмора, доброта и верный глаз стали проводником норвежца в мир европейского арт-хауса, и его место принадлежит отныне только ему.

 Кухонные байки(2003)
Salmer fra kjøkkenet
Кухонные байки(2003) Salmer fra kjøkkenet

После камерного дебюта Хамер ставит фильм, в большей степени рассчитанный на широкую зрительскую аудиторию - "Кухонные байки" (2003). По сути это историческая картина о том, как шведские ученые исследуют поведение домохозяек на кухне с целью создания каких-то совершенных то ли форм кухни, то ли ещё чего-то. В дом отправляют наблюдателя, и тот круглые сутки фиксирует поведение хозяев во время приготовления еды. В этом фильме рассказано о том, как наблюдателя послали к неженатому мужчине в норвежскую деревню. И двое мужчин оказываются в центре остроумного сюжета. Фабула создана именно для Хамера, который блестяще ее воплотил.

Фактотум(2005) Factotum
Фактотум(2005) Factotum

После двух своих лучших картин режиссер сделал американо-норвежский фильм "Фактотум (2005)" про Чарльза Буковского, известного и скандального американского писателя, на основе текстов самого Буковского. Эта неплохая картина начисто лишена чувства юмора и кажется местами довольно тривиальной и затянутой, но это сравнение уместно именно для Хамера и его первых работ.

О' Хортен(2007) O' Horten
О' Хортен(2007) O' Horten

Режиссер, наверно, сам понял, что его повело куда-то не туда, и он вернулся к своей изящной и сдержанной манере. Так получился "О' Хортен" (2007) - фильм про машиниста поездов, который уходит на пенсию. Он попадает в созданный воображением режиссера Осло, мир стариков и всяких странностей. Поток чудаковатых персонажей и чувство одиночества и составляют ткань фильма. Этой камерной фантасмагории немного не хватает воздуха, если сравнивать с первыми картинами, но в целом это узнаваемая работа, возможно, самая совершенная по стилю.

 Домой на Рождество(2010)
Hjem til jul
Домой на Рождество(2010) Hjem til jul

В фильме "Домой на Рождество" (2010) Хамер немного меняется. Здесь несколько человеческих судеб накануне Рождества, они сплетаются в единое сказочное повествование. Это обыкновенный драматический фильм, милый и грустный, ближе всех других у Хамера к традиционному нарративу. Раньше чувство юмора было фоном работ и порождало поток нюансов и находок, теперь же Хамер более реалистичен и доступен, но это все равно не сделало его более популярным. Его очевидные доброта, любовь к людям слишком камерные качества для современного кино, которое требует резкости, Но он хорош по-своему и по-прежнему уникален.

 1001 грамм(2014)
1001 Gram
1001 грамм(2014) 1001 Gram

Бент Хаммер ещё немного уточняет свою стилистику и создает философский реалистичный арт-хаус - "1001 грамм" (2014). Норвежская специалистка по метрологии возит национальный эталон килограмма в Париж на семинар, одновременно в ее жизни происходят события. Печальная и светлая драма ставит прямо неожиданно простые и крупные вопросы. Изумительная тонкость некоторых приемов создает то, что иногда называют тихий шедевр. При том. что смысловые оппозиции в фильме на грани тривиальных.

Большая часть фильмографии Бента Хамера - это деликатес. Приятного просмотра.