Один из навыков высокоэффективного человека заключается в том, что прежде чем быть понятым необходимо стремиться понять другого. Но как этого достигнуть?
Умение общаться - самое важное умение в жизни человека. Когда мы не спим, мы почти всегда общаемся. Мы тратим годы, чтобы научиться писать, читать, говорить, но мы не учимся слушать.
А между тем, это ключевой навык, открывающий нам дверь в мир другого человека. Чтобы кого-то понять, его необходимо слушать. Большинство людей слушают не с намерением понять, а с намерением ответить.
Читая об этом в книге С. Р. Кови "Семь навыков высокоэффективных людей", я поняла, что абсолютно не умею слушать и даже не стремилась этому научиться, но при этом имею огромное желание быть понятой.
Из книги я узнала, что мы слушаем, опираясь на свой жизненный опыт и реагируем одним из четырех способов:
1. Мы оцениваем - соглашаемся или не соглашаемся.
2. Зондируем - задаем вопросы, исходя из нашей системы ценностей.
3. Советуем - даём советы, рекомендации, отталкиваясь от личного опыта.
4. Интерпритируем - пытаемся понять характер того или иного человека, объяснить его мотивы и поступки, основываясь на собственных мотивах и поступках.
Мы привыкли так реагировать и не видим ничего в этом плохого. При этом, совсем не задумываемся над тем, может ли человек мне открыться, если я все время все оцениваю? Как он чувствует себя, когда я выпытываю у него различные сведения и лезу в душу? И уж тем более мы не задумывается нужны ли ему сейчас наши советы, проверенные личным опытом.
А вот в чем действительно нуждается наш собеседник - так это в том, чтобы его выслушали, проявили понимание и сопереживание.
Меня очень раздражало, когда я, пытаясь поделиться переживаниями, мыслями, эмоциями со своим мужем, в ответ получала готовое решение любого вопроса. Я так и говорила ему: "Я не спрашиваю тебя, что делать, мне нужно, что бы ты меня выслушал, успокоил, пожалел".
Когда человек получает психологический кислород, решение любого вопроса в своей жизни он может найти самостоятельно.
Как же тогда необходимо слушать?
Пятой формой слушания является эмпатическое. Это слушание позволяет посмотреть на вещи с позиции другого человека, проникнуть в систему его представлений. Его суть в том, что вы полностью понимаете человека - как умом так и сердцем.
Степень овладения техникой эмпатического слушания характеризуется четырьмя последовательными стадиями:
1. Повторения содержания.
Вы слушаете слова, произносимые другим человеком, и повторяет их.
- Ну, все, пап, надоело! Кому нужна эта школа!
- Тебе это надоело. Ты считаешь, что школа никому не нужна.
Вы не оценивали, не выпытывали, не советовали и не интерпритировали. Вы продемонстрировали сыну свое внимание к его словам. Но для того, чтобы понять, этого мало.
2. Перефразирование содержания.
- Ну, все, пап, надоело! Кому нужна эта школа!
- Ты больше не хочешь ходить в школу.
На этот раз вы думаете о том, что было сказано.
3. Вы отражаете чувства.
- Ну все, пап, надоело! Кому нужна эта школа!
- Ты ощущаешь глубокое разочарование!
Теперь вы обращаете внимание не столько на то, что говорит ваш сын, сколько на то, что он чувствует.
4. Вы перефразируете содержание и отражает чувства.
- Ну все, пап, надоело! Кому нужна эта школа!
- Ты ощущаешь глубокое разочарование из-за школы.
Разочарование - это чувство, школа- это содержание. Поскольку вы искренне стремитесь понять, поскольку вы перефразируете содержание и отражаете чувства, вы тем самым даете человеку психологический кислород.
Такой вид слушания удаляет пропасть непонимания между вами. Человек начинает вам доверять, он понимает, что вы слышите его и он в ответ слышит вас тоже.
Узнав об эмпирическом слушании, я поняла, что никогда не умела слушать других, не стремилась понять их чувства. Детей перебивала на полуслове, советы давала даже когда не просили, а уж без критичной оценки не оставалась ни одна информация, доносимая собеседником. Очень трудно было понять некоторых людей, потому что их мотивы и поступки я пропускала через личную интерпритацию. Как же в этом было много меня!
Эмпирическое слушание исключает я-опыт из этого процесса и ставит в центр личность собеседника: его чувства, мысли, действия.
Понимаю, что встраивание данного навыка, как в мою жизнь, так и в вашу - это процесс, требующий времени. Поэтому хочу ободрить вас и себя на этом пути словами птички из мультфильма: "лучше день потерять, потом за 5 минут долететь". Успехов всем нам!
Благодарю, что дочитали статью до конца и подписались на мой канал.
Всегда приятно читать ваши комментарии и отвечать на них.
Делитесь с друзьями ссылкой на канал. И до новых встреч.