Три диплома одна женщина получила. Сразу после школы – английское отделение закончила. В школе чуток поработала – не понравилось. Рванула на юридический – за деньги, конечно. Получила диплом. Поработала. Поняла, что не то.
Служила в какой-то юридической конторе и училась одновременно на экономическом. Тяжело было. Но выдержала.
А лет уже немало. Конечно, и немного. Но все-таки.
Закрутила с подружкой дело. Малое предпринимательство. Муж подружки помогал. Затем осталась при деле одна, потому что те двое – куда-то уехали. Кажется, в Америку.
А эта женщина осталась в фирме одна. И очень увлеклась. Она говорила, что создавать бизнес на пустом месте сродни поэту, художнику и композитору. Они творческие натуры, и бизнесмен – тоже творческая натура. Ничего не было – пустое место. И вдруг появляется какое-то предприятие. Оно что-нибудь производит или продает. Предлагает товары или услуги. А люди счастливы, потому что ничего подобного никогда не было.
А еще рабочие места появляются. Посмотришь на бухгалтерию – и увидишь творческий рост твоей фирмы. На картине появляются новые герои и еще какие-то планы, так и здесь: развивается, совершенствуется, усложняется.
А сам творец? Художник с композитором вперед идут, ввысь поднимаются, усложняются, если так можно выразиться. То же самое и бизнесмен. Когда начинал дело – был одним. А лет через десять – стал другим. Умнее, прозорливее, смелее и, конечно, богаче.
Ей нравилось говорить, что бизнесмены и предприниматели делают мир лучше. Потому что это развитие и прогресс. И гордилась, что принадлежит к прогрессивному социальному классу.
Да и как можно сравнить таких, как она, например, с домохозяйкой? Кто-то развивается и шагает вперед. Он пользу обществу приносит. А домохозяйка? Сварит за свою жизнь несколько десятков тысяч борщей – и старость. Что делала? Борщ варила?
Вот у нее сестра! Она не домохозяйка. Там еще хуже. Сестра работает, знаете, где? Уборщицей на крупном предприятии. В каком-то цехе. Моет там бытовки, лестницы и туалеты. Кабинетик начальника цеха и какие-то коридоры.
Ей, между прочим, под шестьдесят, а она все еще в этом цехе. Причем смолоду. Ей на работу нужно к половине седьмого. Тащится в такую рань! Встает в половине пятого. И получает мало.
Вот они с мужем вместе в одном цехе. Она уборщицей, а он резчиком. Режет там что-то. Вкалывает по сменам. То дневные, то ночные. Боже мой! Всю жизнь как в тупике, ничего хорошего не видали. Нормально ничему не научились.
Разве можно сравнить? Она три диплома получила. По-английски шпарит, весь мир увидела. Предприятие небольшое создала. У нее там пятнадцать человек работает. И своя бухгалтерия, и еще пара разных отделов.
Понимаете, на ровном месте начинала. Пусто было. И вот – целый мир создан. А это что такое? Это творчество. Как симфония, как художественное полотно, как поэма. А еще это производственный и экономический опыт. Сокровищница, можно сказать, мысли.
А сестра? Уборщица в цехе! Без смеха трудно об этом говорить. А еще без досады – трудно. И без презрения – трудно.
Всю жизнь на тряпку и на веник смотрела. Одно и то же каждый день мыла. Это что, успех? Нет, это трагедия, это крушение жизни, это ранняя смерть души.
А как она одевалась? Слова не подберешь, чтобы правильно рассказать. Никуда не ездила. В отпуске в своем саду свеклу с огурцами выращивала. А еще картошку. Погубила себя.
Старая мать у них померла. Сестры на похоронах встретились. Давно не видались. А тут – печальный повод.
Мать схоронили. Сидят на поминках. Сестра, у которой три диплома, поправила прическу рукой, на которой сверкало дорогое колечко, и сказала: «Жаль мне тебя. За то, что ты всю жизнь в углу просидела. Творчества не знала никогда. Жаль – очень. Как сестра тебе говорю. А могла бы выучиться и улететь от своего резчика. Иную бы жизнь прожила».
А вторая сестра тоже волосы поправила. Только кольца на пальце не было. И сказала: «Знаешь, создать в доме атмосферу любви – это творчество. Ни у кого такого дома, как у меня, не было. И в этом доме мои дети родились в нежности и в любви. Не было этих троих на свете. Но я их создала - двоих пареньков и одну девчонку. Я создала этот мир, и я миру подарила двоих пареньков и одну девочку».
«Причем здесь уборщица? Я мать и я хозяйка домашнего очага. Я создала тепло, я сохраняла любовь. И научила своих ребят быть честными. И добрыми».
Закончила так: «Знаешь, мне тебя жалко. Проскакала, как кукушка, по миру. Чего-то делала. И ни тепла, ни любви, ни своего гнезда».