"...Ко всем делам и ситуациям нужно относиться с такой же искренностью, напряжением и осознанностью, с которыми вы держите лук и стрелы..." — Кеннет Кушнер, «Одна стрела, одна жизнь» (“One Arrow, One Life”).
Дословное значение, дзансин (残心) возможно означает «внимание без остатка».
Понятие термина 残心(Дзансин) широко используется во всём мире для представления состояния расслабленной бдительности в японских боевых искусствах.
Продолжение (КАТА) — как способ личного постижения того, что невозможно передать в словах.
Во время практики 形 (Ката) ученики постигают, что пауза настолько же важна, как и движение, а неделание равносильно деланию, и что момент, следующий за действием, определяет успех этого действия, а также успех всех последующих действий. Такой уникальный момент называется 残心 (Дзансин).
- Понятие 残 (Дзан) можно перевести как «задержка», «пауза в определенном состоянии», т.е. имеет в виду продолженность чего-либо.
- Понятие 心 (Син) представляет здесь «сознание».
Дзансин (残心) характерно выражен в движениях практикующего 墨絵 (суми-э) — кисть продолжает свое движение даже после того, как она оторвалась от бумаги и потеряла с ней контакт.
Это направление искусства возникло в XIV веке и было заимствовано из Китая. Слово суми-э (sumi-e) представляет собой слияние двух японских слов, которые в переводе значат «тушь» (суми) и «живопись» (э). Таким образом суми-э — это тип монохромной живописи, похожей на акварель.
В 武術 (Будзюцу) примером Дзансин принято считать момент, когда боец на мгновение замер после завершающего удара мечем или выполнения броска в 柔術 (Дзюдзюцу), — таким образом, он позволяет течению 気 (Ки) реализоваться в технике, после того как само действие уже было выполнено.
Не важно, чем мы занимаемся, — изобразительными искусствами, 武術 (Будзюцу) или драмой Кабуки, 残心(Дзансин) присутствует в любом из этих искусств. Это неподвижность, полная наблюдения, неподвижность, порождающая движение. Это не неподвижность трупа, а неподвижность кота, замершего перед прыжком.
残心(Дзансин) присутствует в объединении сознания и тела, выраженном в форме физического присутствия.
В западном образе жизни тоже можно найти элементы 残心(Дзансин). Например, в движении руки игрока в боулинг — шар уже выпущен, но рука продолжает движение вниз, направляя 気 (Ки) вниз и по линии движения шара, нацеливая его на кегли. То же самое состояние можно видеть и в проносном движении игрока в гольф или бейсбол.
Во всех этих примерах мы осознаём, что момент, следующий за действием, так же важен, как и само действие, именно таким образом действие и недействие, покой и движение сливаются в одно целое…
Во всех этих примерах мы осознаём, что исчезаем с оси дуальности или можно сказать полюса дуальности становятся едины…
🚩 Ось Дуальной Матрицы.
Существует очень забавное наблюдение — мы часто терпим неудачу в каком-либо действии за долю секунды до его завершения, в тот момент, когда нам кажется, что вот оно, мы сделали это. В этот момент мы нарушаем концентрацию, обрываем нить … наша осознанность падает, мы выпадаем из настоящего момента и закономерно нарушаем координацию сознания и тела.
Когда самурай начал что-то делать, он продолжает — если нужно, то до смертельного исхода — невзирая на любые препятствия, даже если есть другой вариант действий. И если самурай погибает, его тело падает в том направлении, куда он двигался. Вот это настоящий 残心(Дзансин)!
За движением или жестом следует краткая пауза, во время которой вся красота, сила и драма проникают в сердце зрителя. Действие не доводится до точки, … но его эффект несколько замедляется, достигая глубин души зрителя. В такие уникальные моменты появляется возможность понять скрытый смысл не проявленный в движении, но присутствующий между жестов, между слов и даже ударов сердца.
Представьте себе огромный колокол в храме, его мощный удар. Громкие звуки растворяются, уходят, но что-то остается, воздух как будто наэлектризован после удара.
残心(Дзансин) это не просто концентрация, следующая за действием, это не прерываемая, невидимая осознанность момента и неукротимого духа, это высочайшая проба всего 道 (До) - Пути.
Испытания не заканчиваются после победы.
В 20-х годах прошлого столетия немец Ойген Херригель отправляется в Японию для изучения кюдо — японского искусства стрельбы из лука. Первые четыре года ему разрешалось стрелять только по стогу сена с расстояния 7 футов. Когда он пожаловался на слишком долгий процесс обучения, Кензо - его сенсэй ответил: «Не стоит измерять путь к цели. Какое значение имеют недели, месяцы, года?»
Когда наконец ученику разрешили стрелять в мишень его ожидало полное фиаско... ни одна стрела не попала в цель. Херригель был уверен, что проблема заключалась в том, что он плохо целится.
На что Кензо возразил, что причина была не в этом, а в отношении к процессу, что и ознаменовало итог. И у озадаченного Херригеля просто вырвалось: «Тогда вы должны попадать в цель даже с закрытыми глазами». После непродолжительной паузы, Кензо ответил: «Приходи вечером»...
Стрельба с закрытыми глазами.
После заката они вернулись во двор, где располагался тренировочный зал. Кензо встал на свое привычное место для стрельбы, а мишень была спрятана где-то в ночи. Мастер занял позу, натянул тетиву и выпустил первую стрелу в темноту. Затем Херригель напишет: «Уже по звуку я понял, что она достигла цели».
Сразу же Кензо навел вторую стрелу и отправил ее туда же в ночь. Ойген сорвался и побежал через двор проверять. В своей книге «Дзэн в искусстве стрельбы из лука» Херригель пишет: «Когда я включил свет у стойки с мишенью, к своему удивлению, я обнаружил, что первая стрела попала четко в яблочко, в то время как вторая расколола ее хвостовик и прошла через ее ствол, прежде чем впиться в центр мишени».
Японская пословица «katte kabuto no o o shimeyo» дословно может звучать как «затяните ремни кабуто после победы в войне» (кабуто — это шлем, который носили японские военные).
Другими словами, испытания не заканчиваются после победы. Битва заканчивается только тогда, когда вы становитесь ленивы, теряете чувство обязательства, необходимую концентрацию внимания, осознанность и безупречность.
✨ И это еще одна суть дзансина: бдительная жизнь даже после достижения цели.
Читайте о фундаменте 残心(Дзансин) в моей статье ниже.
🚩 腹 (Хара)- блок трёх нижних центров.
Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, делитесь опытом, ставьте нравится или …