В августе 2021 года после 10-летней реконструкции открылись покои Романовых в Александровском дворце Царского Села. Здесь семья Николая Второго постоянно жила с революции 1905 года и вплоть до революции 1917 года. Именно отсюда Романовы (хотя по факту они уже давно были немцами) уехали в свой последний путь на Урал. Увы, пока открыты только 13 восстановленных комнат, остальная часть дворца будет доступна для посетителей еще через два года.
«У бабушки на даче»
Александровский дворец был создан в стиле римской виллы в окружении английского регулярного (пейзажного) парка и преподнесен Екатериной Второй (1729-1796) в качестве подарка новобрачным – ее любимому внуку (в отличие от нелюбимого сына Павла Петровича) Александру Павловичу (1777-1825) и его избраннице – немецкой принцессе Луизе Марии Августе, получившей при крещении в православие имя Елизавета.
В сентябре 1793 года состоялось их бракосочетание, и вскоре молодые (жениху еще не исполнилось 16 лет) въехали в специально построенный Новый дворец, затем получивший свое нынешнее название - в честь Александра. Фактически он и вырос в Царском Селе под присмотром Екатерины Второй, как и его брат Константин: не зря, взойдя на престол, он сказал знаменитую фразу: «При мне все будет, как при бабушке».
Бабушка же выбрала в качестве образца для подражания дом французского писателя Вольтера (1694-1778), с которым она вела активную переписку, в его имении Ферне на границе Франции и Швейцарии. Архитектором нового комплекса стал знаменитый итальянский зодчий Джакомо Кваренги (1744-1817). Известный историк искусства И. Грабарь отмечал: В Петербурге и его окрестностях есть дворцы и больше, и царственнее этого, но прекраснее по архитектуре – нет!».
Удивительно, но в Александровском дворце сохранились подлинные интерьеры парадной анфилады и часть отделки апартаментов семьи Николая Второго. Дело в том, что еще в 1918 году здесь был устроен музей, а в 1931 году в правом крыле на месте покоев Александра Третьего разместился дом отдыха сотрудников НКВД, а в бывших детских комнатах – база отдыха имени Юных коммунаров. Во Вторую мировую войну здесь размещался штаб немецкого и испанского командования, а после войны - литературный музей. Последние полвека здание находилось под контролем Военно-морского ведомства. В 1997 году открылась экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце». И лишь с 2010-х годов ведутся работы по превращению всего комплекса в музей.
Немецкий «Орднунг»
После того как в марте 1801 года Александр взошел на престол в результате дворцового переворота (как известно, его приближенные задушили его отца шарфиком в Михайловском замке), он стал редко бывать в Царском Селе. И даже приезжая сюда, новый император обычно жил с женой в Старом (Екатерининском) дворце. Зато Александровский дворец стал любимым местом пребывания Николая Первого – он регулярно жил здесь с семьей с 1825 года.
Так как Александр Первый не имел детей, продолжение династии Романовых дал именно его брат Николай (1796-1855), женившийся на старшей дочери короля Пруссии Фридриха Вильгельма Третьего – принцессе Шарлотте, принявшей после крещения в православие имя Александра Федоровна. (К слову, уже Николай Первый, как и его отец Павел Петрович, был фактически чистокровным немцем: немцами были его бабушка Екатерина Вторая – в девичестве София Августа Федерика Ангальт-Цербстская и дедушка – ее муж Петр Третий, урожденный Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский, а также мать – София Доротея Августа Луиза Вюртембергская, получившая после перехода в православие имя Мария Федоровна).
Особенно долго (с ранней весны до мая и с августа до поздней осени) семья Николая Первого стала жить в Александровском дворце после того, как ее члены переждали здесь эпидемию холеры летом 1831 года. Официальные мероприятия проводились в Старом (Екатерининском) дворце Царского Села, а Александровский дворец оставался местом почти постоянного жительства монаршей семьи, как и дворцы в Гатчине и Александрии.
Поразительна разница между личной скромностью императора и тем впечатлением, которое он старался произвести на окружающих. Его дочь Ольга так писала об отце: «Он любил спартанскую жизнь, спал на походной кровати с тюфяком из соломы, не знал ни халатов, ни ночных туфель и по-настоящему ел только один раз в день…». В то же время Николай Первый дарил жене и дочерям баснословно дорогие подарки и требовал, чтобы они носили их на публичных церемониях, поддерживая статус России как сверхбогатой державы. Так, жена императора появлялась на вечерних приемах в жемчужном гарнитур из колье, гребня, диадемы, часов, браслета, перстней, серег и пуговиц на платье. Николай Первый также украшал Александровский дворец живописью и скульптурами, а в парке был возведен Арсенал, где хранилась коллекция оружия, которую он собирал с юности.
В 1847 году у писателя И.А. Гончарова (1812-1891) возник замысел романа «Обломов», который он завершил лишь к 1859 году. В нем автор противопоставил классические безалаберность и лень типичного русского помещика деловитости и практичности его друга – русского немца Штольца. Без преувеличения можно сказать, что данное произведение можно считать отчасти посвящением и семье Николая Первого с ее довольно жесткими, но полезными для дела порядками. Немецкая семья русских монархов воспитывала своих четверых сыновей и трех дочерей в характерной манере.
Дети вставали около 7 часов утра, занимались гимнастикой и учебой до полудня, затем обедали, далее следовали прогулки, игры (бильярд, шашки, шахматы), перерыв и снова занятия. История, география, математика, физика, словесность, закон Божий преподавались в учебной комнате Александровского дворца, уроки танцев и рисования – в залах. Кроме того, мальчики изучали артиллерию и фортификацию в детской земляной крепости у Белой башни, занимались фехтованием на террасах, собирали гербарии на аллеях и лугах.
Культуртрегеры из Царского Села
Если в общественно-политической сфере Романовы веками удерживали Россию в стороне от европейского прогресса, то в техническом отношении немецкие правители выступали в традиционной для их нации роли культуртрегеров. Летом в Царском Селе постоянно работал особый комитет, который при участии реформатора М.М. Сперанского (1772-1839) разработал «Полное собрание законов Российской империи» (1843) и план замены бумажных ассигнаций на новые (1839-1843), вследствие сильной инфляции после наполеоновских войн, включая Войну 1812 года.
В 1831 году была торжественно запущена первая в России железная дорога, соединившая Царское Село и Санкт-Петербург. В 1843 году в кабинете Николая Первого в Александровском дворце был установлен также первый в России телеграфный аппарат, обеспечивавший связь с публичными зданиями Санкт-Петербурга и кабинетом главноуправляющего путями сообщений. Во время Крымской войны (1853-56) немецкая компания «Сименс», также построившая в Петербурге свой завод, протянула телеграфную линию от столицы в Севастополь для обеспечения оперативной связи Генштаба с театром военных действий. Как же прав был А.С. Пушкин (1799-1837), затравленный все тем же Николаем Первым, когда написал в письме П.Я Чаадаеву (1794-1856): «…правительство все еще единственный европеец в России» (перевод с французского – языка оригинала письма).
Однако все изменилось со смертью в 1844 году младшей дочери монаршей четы – Александры (или как ее называли дома – Адини), не дожившей до 20 лет. С тех пор императорская семья перестала подолгу жить в Царском Селе и вообще редко там бывала. Вступивший на престол в 1855 году Александр Второй (1818-1881), в отличие от отца, предпочитал жить в Екатерининском, а не в Александровском дворце. Но ситуация вновь на время изменилась с воцарением внука Николая Первого - Александра Третьего (1845-1894).
Почти принц датский
Как не раз бывало в истории Романовых, главой Российского государства стал вовсе не тот, кто изначально должен был возглавить страну. На трон должен был вступить старший сын реформатора Александра Второго, известного фразой «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу», – Николай (1843-1865). Как известно, Александр Второй хоть и отменил крепостное право в 1861 году, погиб в ходе очередного покушения на его жизнь со стороны членов террористической организации «Народная воля» (за подготовку одного из таких покушений ранее был казнен в Шлиссельбургской крепости старший брат Владимира Ленина – Александр Ульянов). А его наследник Николай (или Никса, как его называли домашние) умер от туберкулезного менингита во время заграничной поездки.
Его младший брат Александр не готовился к престолонаследию и был воспитан совсем не в придворном духе, сохранив на всю жизнь привычки детства. Можно сказать, что он уже был Штольцем, которого окончательно сгубила обломовщина. Новый правитель любил охоту, прогулки пешком, рыбалку с острогой, катание на коньках, походы за грибами, парусные и весельные гонки. Зато вместе с троном он получил вместо старшего брата и его невесту – датскую принцессу Луизу Софию Федерику Дагмару (в православии – Марию Федоровну), ставшую матерью его многочисленных детей, включая будущего императора Николая Второго (тот тоже изначально не должен был возглавлять страну). Александр Второй прославился тем, что не вел крупных войн, при нем получила развитие Транссибирская магистраль, а начатые его отцом под давлением снизу общественно-политические реформы были свернуты и заморожены.
После торжественного приема Дагмары в Большом Царскосельском дворце осенью 1866 года и последующего венчания с Александром в Петербурге молодые поселились на следующее лето в Александровском дворце. В то время его освещение уже было выполнено с использованием электрических ламп Эдисона. Однако после смерти жены Александра Второго – Гессенской принцессы Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии, в православии – Марии Александровны, 1824-1880) и его тайного венчания в 1880 году в Екатерининском дворце с княгиней Екатериной Юрьевской-Долгоруковой (1847-1922), ставшей его фавориткой еще с 19-летнего возраста и знакомой с ним вовсе с 11-летнего возраста, будущий Александр Третий с Дагмарой уехали из Царского Села в Петергоф и уже больше не возвращались в Александровский дворец.
Неизвестно, ощущал ли он себя Гамлетом, но, вероятно, сын очень сильно ревновал: у его отца от Долгоруковой к тому времени уже было четверо детей! Все правление нового императора (1881-1894) семья жила в Гатчине и Александрии, не считая длительных выездов к родственникам жены в Данию.
«…что за блаженство жить вдвоем в таком хорошем месте, как Царское»
Вступив на престол в 1894 году, сын Александра Николай Второй уже в 1895 году основал в Михайловском дворце Петербурга Русский музей, в основу собрания которого легла коллекция его отца из Александровского дворца. Как и другие поздние Романовы, Николай женился на немке – принцессе Алисе Виктории Елене Луизе Беатрисе Гессен-Дармштадтской, получившей в православии имя Александра Федоровна.
Совершив бракосочетание в ноябре 1894 года и прожив неделю в Аничковом дворце в Петербурге, новая монаршая чета переехала в Александровский дворец. Николай записал в дневнике: «Странно было провести ночь в спальне дорогих папа и мама, в которой я родился… Я живу в своих старых комнатах, а моя Аликс – в комнатах мама. Словами не описать, что за блаженство жить вдвоем в таком хорошем месте, как Царское».
В 1890-х и 1900-х годах по распоряжению Николая Второго в левом крыле Александровского дворца были обустроены личные апартаменты для него и жены – на первом таже, и для будущих детей – на втором. Интерьеры в модном тогда стиле модерн создали братья Роман и Федор Мельцеры.
Между оконными рамами были установлены электрические обогреватели воздуха, в помещениях были телефоны, в 1899 году был запущен первый гидравлический лифт, а в 1919 году в Полукруглом зале был оборудован кинозал для показа развлекательных и научно-популярных фильмов для детей императора.
По немецкой традиции, детей воспитывали в любви, но в строгости, делая исключения только для болезного цесаревича Алексея (как известно, он страдал наследственной болезнью гессенской династии – гемофилией).
Именно в Александровском дворце Григорий Распутин молился у кроватки мальчика об облегчении его страданий. Четыре сестры (Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия) спали на походных кроватях, как было заведено еще при Александре Третьем.
Николай Второй, любивший плавать на байдарках и шлюпках, приучил к тому и дочек. Мать же учила их женским манерам – рукоделию, иностранным языкам, знаниям о парфюмерии. Каждой девочек на 12 лет подарили по золотому браслету, больше драгоценных украшений у них фактически не было.
2 марта 1917 года Николай Второй официально отрекся от престола, а уже 3 марта вышло постановление исполкома Петросовета об аресте всей бывшей императорской семьи. 8 марта командующий войсками Петроградского военного округа - генерал Л.Г. Корнилов объявил Николаю о замене дворцовой охраны революционными солдатами. Утром 1 августа прямо из Александровского дворца вся семья была отравлена в ссылку.
Председатель Художественно-исторической комиссии Г.К. Лукомский так описал данное событие: «Из дверей появляется невзрачная… печальная, густо обросшая бородой, в форме полковника фигура Николая Второго. Под руку с ним б. императрица. Медленно, качаясь (от усталости и волнения) спускаются они по пандусу… За ними, вприпрыжку, выросший неожиданно – б. наследник… Далее – сестры. Худенькие, бледные, остриженные (была корь); серо, даже бедно одетые, в пелеринках. Жмутся одна к другой. Жеста, геройского движения, позы царственной (вели-то как на плаху) – ни у кого!..».
В заметке использованы данные из путеводителя «Александровский дворец. Страницы истории», Л. Бардовская, ГМЗ «Царское Село», Издательство Альфа-Колор, 2021, Санкт-Петербург.
Также на канале:
Великолепная пятерка. Лучшие образцы псевдоготики в Ленобласти
Городу две тысячи лет… Или больше? Питер оказался ровесником древнеегипетских пирамид!
Александр Третий со «звездой Давида», или «Лишняя хромосома» Владимира Мединского
Хюгге по-императорски: как жили Романовы в Гатчине?
«Дневник моей матери», или Любовницы императора
Человек, из-за которого началась Первая мировая война
Как еврейские банкиры из Германии развивали Российскую империю
Дворцы «маркиза Карабаса» - имения фон Дервизов
"Возвращение в Брайдсхед": судьба самой известной "заброшки" Владимирской области
Быково: кариатиды, часовая башня без часов и дворянский герб с девизом
Французская революция и пенсионная реформа - невыученные уроки
Откуда кронштадтские моряки уходили в Финляндию?