Найти тему
Рожденная в 1970-е

Советская школа как территория унижения

smolensk-i.ru
smolensk-i.ru

Первые восемь классов я училась в обычной районной школе на окраине Москвы. Она была не хуже, и не лучше многих других. В кино того времени показывали другие школы. Кроме того, я знала, что в центре Москвы есть английские спецшколы, где тоже все немного иначе. Но моя школа была среднестатистической. И здесь, как и много где, учителя неуважительно относились к учителям.

Ор

Решать вопросы громким криком — обычное понятие. Наш директор по фамилии Меренков начинал орать сразу, как входил в класс. Его вопли были подобны крикам разозленного бизона.

Физическое воздействие

Да, было и такое. Классе в третьем мой друг Алеша решил порисовать на парте. Обычное занятие. Замещающая учительница поднеслась к нему и начала рисовать у него ручкой на лбу, вдавливая ее в кожу. Челка мальчика скрыла рану от матери, но я рассказала своей маме о происшествии, а она передала ее Алешиной матери, и та стрелой понеслась в школу. Далеко не все родители защищали своих детей, но об этом позже.

Другой эпизод связан уже с подростковым возрастом. Одноклассник Коля изобразил на обложке, в которую был обернут его учебник, нечто непотребное. Опять же замещающая учительница размахнулась и влепила ему пощечину. На глазах у всех.

Словесные оскорбления

Навсегда в моей памяти химичка по имени Руфина Исааковна. Знаменита она была своими париками, которые постоянно меняла, и своей злобой. Перед ее уроком у всех портилось настроение. Однажды она заявила двоечнику Роме: «Таких, как ты, в колыбели давить надо!». А Ире, замешкавшейся у доски, объявила: «Дура! Ну какая же ты дура». Наши предшественницы еще сталкивались с тем, как Руфина стаскивала насильно с них кольца и сережки и тащила под кран смывать косметику.

Другие учителя тоже могли оскорбить ученика, грубо усомнившись в его умственных способностях, просто Руфина была самая яркая.

Равнодушие и агрессия

Наша трудовичка Галина Николаевна любила рассказывать истории, как в юности она ходила в одном и том де лыжном костюме. Но не этим она была замечательна. Если тщательно начерченная на миллиметровке выкройка ей не нравилась, она просто рвала ее. А когда одноклассница Лена пробила себе иглой от швейной машины палец (травма не самая легкая), Галина Николаевна обрушила на нее поток ора и обвинений.

Жесткие требования к внешнему виду

Если у мальчиков в младших классах отрастали волосы чуть позже, чем положено, их всячески порицали и гнали к парикмахеру. А в пятом классе одноклассница Ира пришла в школу на урок с распущенными волосами, впрочем, «схваченными» обручем. Историчка прилюдно обвинили ее в порочности и распущенности. И ведь это не 50-е, а уже 80-е.

Общая канва

«Вы пока никто, и звать вас никак. И нечего выступать и спорить». Так можно в целом выразить подход к школьникам в то время.

А что же родители?

Я знала, что моя мама меня в обиду не даст. Но во многих семьях действовала политика «сам виноват» и «учитель всегда прав». Поэтому дети не жаловались дома, на то, как их унижают, можно было получить дополнительные неприятности. В нашей школе был вопиющий случай, когда папаша, пришедший выслушивать жалобы на своего сына, выпорол его прямо в школе, на глазах у всех. И что интересно, учителя не остановили его.

В качестве эпилога

Конечно, в той школе мне встречались и хорошие учителя. И вообще, мне было легче, чем многим, кто учился хуже.

Времена менялись… В 90-е я ушла учиться в гуманитарный лицей, где учителя уважали нас и (о, надо же), называли на «вы». К сожалению, моему сыну тоже пришлось столкнуться с некоторыми учителями жестко-советской формации. Но это все-таки не тенденция