Село Арени в 120 километрах от Еревана по дороге на Иран славится своими винными фестивалями (ссылка в конце поста). Однако существует оно и само по себе, издалека привлекая внимание церковью над быстрой Арпой:
Немного пройдёмся по селу, вспомнив, что оно существует и меж фестивалей. Официальный сектор фестиваля упирается в местный краеведческий музей, ставший базой и гримёркой для фольклорных групп:
Напротив - источник с советской стелой
Здесь из шума и суматохи было приятно выйти на обветшалые и пустнные сельские улицы:
У берега Арпы - заброшенные советские цеха, возможно принадлежавшие винзаводу до постройки нынешнего здания на трассе:
Рядом мини-ГЭС и фермовый мостик середины ХХ века:
Да и в принципе долина Арпы в Арени довольно техногенна:
...Если Гугарк объединитель Великой Армении царь Арташес I отвоевал у Грузии, то Сюник - у Мидии, древнего арийского царства, к которому возводит свою родословную Азербайджан. Мидия враждовала ещё с Урарту и в итоге взяла над ней верх, но Армении в 189 году до нашей досталась одной из сатрапий Ирана. Весьма вероятно, что селевкидский полководец Арташес взял Сисакан не силой оружия - ведь происходил он из мидийцев, то есть здесь вполне мог быть его удел. Само название Сисакан подозрительно созвучно с Сакасеной - царством закавказских скифов, да и диалект местных жителей ещё не один век оставался столь обособленным, что иногда его выделяли в отдельный язык.
Ну а нынешнее название Сюник появилось на картах в 4-5 веках, когда хозяевами Сисакана стали Сюни - один из влиятельнейших армянских домов, активно участвовавший в крещении страны и боровшийся с Мамиконянами за её трон. Но под чуждым игом Сюни занимали примерно то же место, что на Руси под Ордою - Рязань: свои, да только себе на уме. Так, Сюни стабильно уклонялись от участия в восстаниях против обращения в зороастризм при Сасанидах, а в 571 году и вовсе попросили шаха передать их другой провинции. Причём - той самой Антропатене, из которой позже вырос Азербайджан, что, однако, не помешало Сюнику вместе с остальной Арменией остаться христианским.
И именно провозглашённое в 987 году Сюникское царство (до 1045 года - вассал Анийского царства) стало последним из царств Восточной Армении, покорённое тюрками-Ильдегизидами лишь в 1170 году. Да и то всего на 30-40 лет: вскоре эти горы освободило от тюрок армяно-грузинское войско Закарянов, с которыми пришли и новые хозяева - Орбеляны, грузинские князья армянского происхождения из загадочной страны Ченк.
В родной Грузии они были замешаны в мятеже против царя Георгия III, желая видеть на троне его сына Деметре вместо дочери Тамары. И храбро сражаясь с мусульманами, у царицы Тамары они смогли получить лишь половину прощения - не возвращение на родину, но удел на чужбине. Первоначально, в 1184 году - приграничный Вайоц-Дзор, но по мере Закаряновой "реконкисты" границы удела отодвигалась всё дальше на юг, пока не достигла Аракса.
Орбеляны оказались достойными хозяевами Сюника, превратившими его во всеармянский центр наук и искусств, но если резиденция хитроумных Сюни пряталась где-то в лабиринте долин Зангезура, то вотчиной Орбелянов стал открытый северу Вайоц-Дзор. В период грузино-тюркских войн Орбеляны правили из замка Артабуйнк над нынешним Ехегнадзором, но в 1210-х годах они предпочли спуститься в Арени, к "воротам" Айраратской долины. Вот здесь, на ступеньке меж скалами и рекой, и стояла тогдашняя столица Сюника:
Позже Орбеляны показали себя не только крепкими хозяйственниками и технократами, но и мастерами "искусства возможного" - сюзерены над их головами менялись, а в княжестве жизнь шла свои чередом. Что при монголах, что при Тамерлане (пленение которым в Самарканде не затянулось дольше нескольких лет), что при тюрках Кара-Коюнлу, и лишь при Сефевидах в 16 веке здесь утвердилось мусульманское господство.
Дом князей Орбелянов распался на множество маликских домиков, состязавшихся между собой в том, чьи предки были к Орбелянам ближе. Впрочем, к тому времени укромные леса Зангезура вновь оказались сподручнее, чем степная Арпа, в Долине Плача хозяевами сделались тюрки, и я не знаю точно, когда старинный Арени зарос травой. К началу 19 века всё течение Арпы контролировало Нахичеванское ханство, в 1828 году без боя присягнувшее России.
Долина Арпы, включая северную половину нынешней Нахичеванской республики, вошла в Шарур-Даралагезский уезд Эриваньской губернии с центром в селе Баш-Норашен, ныне Шарур в Азербайджане. Однако начавшаяся в 1830-х годах репатриация армян в Российскую империю на Арпе-реке складывалась по нарастающей от устья к истоку. Село Арпа, как до 1946 года назывался Арени, открывало ту часть долины, где армяне к началу ХХ века вновь смогли стать большинством.
И потому храм Сурб-Аствацацин (1321) стоит над рекой, а не раскатан бульдозерами подобно своим нахичеванским собратьям. Творение Момика, последнего великого зодчего Армении, церковь выглядит какой-то особенно выверенной, просчитанной словно на суперкомпьютере, и я бы даже сказал - современной. Одна из "фишек" Момика - плавающий силуэт: с разных ракурсов церковь то раскрывается в широкую монументальную постройку, то сжимается в высокую башню.
А стены её, как и у всех древних армянских церквей, говорят:
Момик был не только архитектором, но и резчиком по камню, а потому его церкви не обходятся без роскошных барельефов:
Боковой тимпан попроще:
А зал, как и положено в армянских храмах, лаконичный и каменный:
Но над головами прихожан здесь весит четвёрка ангелов:
Вокруг церкви - россыпь надгробных плит и хачкаров:
Многие из которых явно старше церкви - к 14 веку крест-камни обрели сельджукскую пышность орнаментов, а в этом лаконичном облике - суровая раннехристианская древность:
Многолюдность напоминает о том, что многие гости винного фестиваля решили подняться наверх, к благородным камням и далёким видам:
У парапета к нам подошёл вдруг пожилой и совершенно трезвый человек, и задумчиво глядя на панораму села, спросил:
-Как думаете, напрямую пройти сложно?
Мы не поняли вопроса, но всё стало ясно из дальнейшего диалога - наш собеседник оказался именитым канатоходцем, когда-то выступал в цирках по всему СССР, а сейчас учит своему искусству молодых. И только имя его, какое-то очень типично-армянское, я совершенно забыл...
Отдельный материал - про винный фестиваль в Арени.