👂 Чужая душа — не потёмки: зачем нужна техника активного слушания
В посте выше мы упомянули технику активного слушания, которая помогает при общении с коллегами на работе. Сегодня — подробнее о том, зачем она вообще нужна и как её правильно применять.
👨👩👧👦 Технику в 1960-е годы создали американские психологи Карл Роджерс и Ричард Фарсон, чтобы помочь психотерапевтам лучше понимать клиентов. В России её популяризировала знаменитый психотерапевт Юлия Гиппенрейтер: правила активного слушания она советует применять, чтобы наладить отношения родителей с детьми или взрослых между собой.
Её используют, чтобы сделать разговор осмысленным и конструктивным, создать атмосферу взаимного принятия, сгладить конфликты, избежать ловушек коммуникации и даже убедить собеседника. Эмпатическое слушание возвращает нас к другому человеку и предлагает полностью сосредоточится на нём, а не на собственных мыслях. И вот что для этого нужно делать:
👌 Уточняйте. Чтобы не додумывать за других, сразу проясняйте спорные моменты — это поможет понять, что на самом деле имел в виду собеседник.
✍️ Пересказывайте. Так вы вместе проверяете, правильно ли поняли друг друга, а ваш собеседник видит, как его слова звучат со стороны.
🐚 Эхо. Точное повторение слов или фраз показывает, насколько вы серьёзно относитесь к разговору.
👀 Молчите внимательно. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник, а не продумывайте свои реплики. Кивайте в ответ и эмоционально реагируйте, иначе ваше молчание расценят как скуку.
🎤 Давайте обратную связь. Проговаривайте, какие ощущения вызывает у вас разговор и сказанное человеком, что, по-вашему, он чувствует и думает.
Правила только кажутся простыми. В реальной жизни нужно быть мастером выдержки, чтобы оставаться «активным слушателем» перед оппонентом, который «всегда не прав», а тем более — в личных отношениях. Будьте искренними и терпеливыми, пробуйте снова и снова, и это сделает вас намного эффективнее.