Найти в Дзене
Я рисую этот мир

Первый автопортрет художника в истории русского искусства: главные факты о русской скульптуре IX - первой половины XIII века

Оглавление

С давних времен на Руси были популярны архитектурная резьба по дереву и украшение резьбой предметов быта. После крещения Руси статуи в храмах стали недопустимы, при этом активно развивался скульптурный рельеф. Именно в рельефе и был выполнен первый автопортрет скульптора - литейщика.

Скульпторы-резчики в Древней Руси творили в основном на дереве и камне. Работы мастеров из разных культурных центров (Новгорода, Владимира и Суздали) различаются по своей стилистике.

Львиная маска. Рельеф из Успенского собора во Владимире. XII век
Львиная маска. Рельеф из Успенского собора во Владимире. XII век

Более активно развитие скульптуры прослеживается в рельефах Владимиро-Суздальских храмов. Его (развитие) можно разделить на 3 этапа:

1 этап.

Небольшие рельефы в композициях на христианские темы, окруженные изображениями львов, орлов, грифонов (как, например, в церкви покрова на Нерли (1165) или в Успенском соборе во Владимире (1158-1160)).

Царь Давид среди зверей. Рельефы на южном фасаде храма Покрова на Нерли. 1165г.
Царь Давид среди зверей. Рельефы на южном фасаде храма Покрова на Нерли. 1165г.
Капитель из Успенского собора во Владимире. XII век
Капитель из Успенского собора во Владимире. XII век

2 этап.

Нарастание сложности рельефов, как в Дмитриевском соборе во Владимире, где насчитывается около 60 резных изображений.

Аркатурный фриз южного фасада Дмитриевского собора во Владимире. Реставрация. XIX век.
Аркатурный фриз южного фасада Дмитриевского собора во Владимире. Реставрация. XIX век.

3 этап.

Узоры с детально проработанными орнаментами, в которые вставлены фигурки святых, а так же птиц, зверей и сказочных существ (Собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225) и Георгиевский сбор (1234)). Мастера-каменносечцы при работе в этих соборах сочетали гравировку и рельефы разной высоты.

Капитель портала Рождественского собора в Суздале. XIII век
Капитель портала Рождественского собора в Суздале. XIII век
Рельефы Георгиевского собора в Юрьеве - Польском. 1234 г.
Рельефы Георгиевского собора в Юрьеве - Польском. 1234 г.
Западные врата Рождественского собора в Суздале. 1230-1233гг.
Западные врата Рождественского собора в Суздале. 1230-1233гг.

Выдающимися памятниками скульптуры того времени так же считаются Корсунские врата Софийского собора в Новгороде. Они были созданы в 1152-1156 годах магдебургскими мастерами Вейсмутом и Риквином.

Деталь створы Корсунских врат. Новгород. XI век
Деталь створы Корсунских врат. Новгород. XI век

В Новогород врата были привезены в качестве трофея. В XIII веке скульптор - литейщик Авраам установил их в западном портале Софийского собор, дополнив их высоким рельефом и чеканкой с собственным изображением с инструментами в руках. Этот автопортрет художника - первый в истории русского искусства.

Автопортрет мастера Авраама на Корсунских вратах в Новгороде. XIII век
Автопортрет мастера Авраама на Корсунских вратах в Новгороде. XIII век

О дальнейших этапах развития скульптуры я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

-10

#история искусства #скульптура #искусство #культура #автопортрет #первый