Шетпе стоит в узкой ложбине между Восточным и Западным Каратау; дорога идёт между Западным Каратау и Южным Актау, и в общем Западный Каратау нам предстояло в течение дня объехать по кругу. В какой-то момент на его вершине становится видно нечто похожее то ли на русскую часовню, то ли на вайнахские башни:
Это мемориал Адай-ата на вершине горы Отпантау (532м) - высшая точке если не всего Мангышлака, то всей округи, кочевникам она служила дозорной точкой и ориентиром, как Саур-Могила донским и запорожским казакам. Ну а Адай, сын Лакбыбая - легендарный предок или скорее преводитель адайского племени: по преданию, от отца в наследство он получил лишь саблю да коня и пошёл искать лучшей доли в безлюдные земли, а следом - все те казахи из степей Младшего жуза, кому было нечего терять.
Историческая подполёка у такой легенды правда есть: с 11 по 17 века хозяевами Мангышлака были туркмены, но подружившись с калмыками да повздорив с Хивой, они ушли отсюда в Предкавказье, а их место стала занимать казахская беднота. От огузов к кипчакам и обратно Мангышлак переходил не раз, и до туркмен там жил народ, по исходу в сторону Руси ставший известным как половцы.
А о том, что здесь сердце адаевских кочевий, напоминают КОНИ. Но не рисунки на камнях, как по всему Мангышлаку, а скульптуры в аулах:
И табуны в степях:
Здесь даже верблюдов нет - только кони, только хардкор!