Трудно представить, что человек, в душе которого рождалась столь гениальная, полная трепета, любви и высшей гармонии, музыка, был трагически несчастен и умер, не дожив до 40, страдая от тяжелейшей болезни.
Его неподражаемая музыка сделала знаменитыми многих музыкантов, танцоров, балетмейстеров.
Фредерик Шопен - француз по отцу, поляк по матери, родился неподалеку от Варшавы в 1810 году. Только вот точную дату рождения установить так и не удалось. По метрике - 1 марта, а по семейным архивам - 22 февраля.
Его мать Текла Юстин Шопен была великолепной пианисткой. Прекрасно образованная, она стала первым педагогом для Фредерика, привив ему любовь не только к музыке, но и к искусству и литературе. Не удивительно, что одаренный от природы, маленький Фредерик уже в 5 лет начал выступать с публичными концертами.
А в 9, исполнив полонез собственного сочинения, он сорвал небывалые овации. С этого момента, в аристократических салонах Варшавы, о нем заговорили не только, как о юном виртуозе. К 11 годам, музыкальные критики иначе, чем "гением музыки, чьи произведения вызывают неизменный восторг у ценителей музыки, Шопена не называли.
К 20 годам Фредерик Шопен был уже полностью сложившимся композитором. И если его творческая судьба складывалась более, чем удачно, то в личной жизни этому талантливому голубоглазому красавцу трагически не везло.
Несмотря на то, что талантливый и весьма привлекательный юноша пользовался успехом у женщин, выходить замуж за него они они не спешили. В то время, как сам Фредерик страстно мечтал иметь семью, такую же, в которой вырос сам, где царила любовь и трепетное отношение к детям. Но одно дело вальсировать под его прекрасную музыку, другое - связать свою жизнь с, пусть и талантливым, но весьма не богатым женихом.
Констанция Гладковская
Первой нанесла душевную рану, тогда еще совсем молодому Фредерику, его возлюбленная Констанция Гладковская.
Талантливая певица, стройная темноволосая красавица, покорила сердце музыканта с первых минут знакомства. Ей прочили судьбу великой оперной певицы. Констанция стала музой фортепианного концерта фа минор и одной из лучших песен Шопена "Желание".
Констанция отвечала ему взаимностью и клялась в вечной любви, но тут же забыла обо всех обещаниях, как только Фредерик отправился в Вену, чтобы заработать денег на свадьбу. Красавица предпочла бедному музыканту графа Юзефа Грабовского. Эта новость стала для Шопена тяжелым ударом.
Констанция же по требованию мужа оставила сцену, а в 30 лет совершенно ослепла. От их любви с Шопеном не осталось даже писем, которые она сожгла. Только прекрасная музыка.
И если, этот разрыв, музыкант сумел пережить, то второй удар стал для него роковым.
Мария Водзиньская
В Париже, на одном из своих концертов, он повстречал давних знакомых - семью графа Водзиньского. Одна из сестер, талантливая художница, Мария Водзиньская, помогла излечиться ему от ран, нанесенных первой возлюбленной.
Вскоре состоялась их помолвка. Шопен, в очередной раз, отправляется на заработки. Но очень скоро перестает получать нежные письма от Марии, а следом узнает и о том, что ее родители расторгли помолвку, ссылаясь на слабое здоровье жениха.
После смерти композитора, в его личных вещах был найден сверток с письмами Марии, на которой рукой Шопена было написано "мое горе".
Жорж Санд
Тут то и случилась его знакомство с честолюбивой, не ведающей морали, госпожой Авророй Дюдеван, знаменитой Жорж Санд.
Она была старше его на 6 лет. Невысокая, с крупными чертами лица, резкая, с неизменной сигарой, носившая мужские костюмы и грубые сапоги, она произвела отталкивающее впечатление на музыканта. Санд же, с первой встречи, решила во что бы то ни стало завоевать сердце Шопена.
Она, в буквальном смысле слова, преследовала его, всегда оказываясь рядом на концертах, вечерах, приемах. И вскоре ее интеллект, остроумие и проникновенные беседы сделали свое дело.
Как позже написал в своем дневнике Шопен: «Она так проникновенно смотрела мне в глаза, что я был побежден».
Долгое время они встречались тайно. Но вскоре здоровье Шопена, с детства страдавшего чахоткой, резко ухудшилось. И Санд, как она выразилась: «в обществе двух детей - с сыном Морицем и «малышом Шопеном», решила отправиться на Майорку, чтобы в благоприятном климате поправить здоровье любимого.
По возвращении из Испании, они уже не скрывали своих отношений и поселились вместе, переехав из Парижа в Ноан.
Об их отношениях, которые продлились почти 10 лет, ходило много сплетен. Кто-то говорил, что Санд убивает композитора, кто-то напротив, считал Шопена злым гением писательницы. Сейчас трудно разобраться.
Но одно можно сказать с полной уверенностью, ранимому, тонко чувствующему Фредерику было совсем не легко в атмосфере бесконечного надрыва и эпатажа, которая окружала его Санд. Тем не менее, именно в этот период он сочинил, по мнению знатоков и ценителей его творчества, лучшие свои произведения.
Подливала масла в огонь и откровенная неприязнь сына Жорж Санд, и чрезмерная заинтересованность дочери к ее любовнику. Плюс ко всему, еще больше обострившаяся на Майорке болезнь Шопена, превратила Санд в обычную сиделку, и, ранее страстные отношения, очень быстро стали лишь платоническими. Такая жизнь, проходившая на фоне бесконечных скандалов, явно тяготила обоих.
С выходом в свет романа "Лукреция Флориани", где, в цинично-откровенном описании главных героев, многие, в том числе и Шопен, узнавали саму Санд и ее возлюбленного, их отношения были обречены. После очередной ссоры с сыном Санд, Фредерик покинул ее дом навсегда.
Но он продолжал ее любить ее.
Последнее, что Шопен произнес на смертном одре: «Она обещала мне, что я умру в ее объятиях».