Найти в Дзене

История бурятского кино в 7 фильмах

Оглавление

Сегодня я познакомлю вас с ещё одним национальным кинематографом России - бурятским. До недавнего времени в Бурятии не было своих киностудий. Но бурятские актёры, режиссёры и сценаристы давно начали участвовать в создании разных фильмов, поэтому отсчёт истории бурятского кино принято вести с начала прошлого века. Дальше я представлю вам 7 самых интересных фильмов, созданных в Бурятии в разные исторические эпохи.

1. Потомок Чингисхана (1928, реж. В. Пудовкин)

Монголия. 1920 год. Молодой охотник Баир вступает в партизанский отряд, который борется за победу советской власти. Однажды он оказывается в плену у английских военных, контролировавших территорию Монголии. Они обнаруживают у Баира старинный документ, в котором говорится, что он - потомок самого Чингисхана. Тогда английские оккупанты решают сделать Баира новым правителем Монголии, чтобы с его помощью окончательно подчинить себе страну.

Этот немой чёрно-белый фильм снят по повести русского писателя Ивана Новокшонова "Потомок Чингисхана". Для проведения съёмок московские кинематографисты приехали в Бурятию. Один из самых необычных и ценных эпизодов фильма - буддийская мистерия "Цам". Это была настоящая мистерия, которую специально для съёмок провели в Тамчинском (ныне Гусиноозёрском) дацане. Главную роль в фильме исполнил бурятский актёр Валерий Инкижинов. После премьеры он приобрёл всемирную известность. В 1930 году Инкижинов уехал во Францию, где остался до конца жизни, отказавшись возвращаться в СССР. Сегодня с фильмом "Потомок Чингисхана" часто связывают начало бурятского кино, а Валерия Инкижинова называют первым бурятским киноактёром.

2. Песня табунщика (1956, реж. А. Фролов)

-2

От природы одарённый талантом певца бурятский колхозник Тумэн Жаргалов едет поступать в московскую консерваторию. Там оказывается, что без знания нотной грамоты он никак не сможет сдать вступительные экзамены. Тумэн, не желая опозориться перед земляками и любимой девушкой Сэсэг, сообщает на родину, что он поступил в консерваторию, а сам волею случая оказывается на службе в милиции. Здесь он вступает в ряды художественной самодеятельности и начинает учить нотную грамоту, чтобы через год всё же исполнить свою мечту о музыкальном образовании.

Эта жизнерадостная музыкальная комедия поставлена по одноимённой повести бурятского писателя Даширабдана Батожабая, творчество которого до сих пор пользуется популярностью. Сюжет фильма выдержан в традициях оптимистического соцреализма. Представитель далёкого сибирского народа получает возможность выучиться в московской консерватории и стать профессиональным певцом, а все препятствия, которые возникают на его пути, не столь уж значительны и только помогают герою закалить свой характер на пути к цели. С точки зрения сегодняшнего дня фильм выглядит наивным, но он хорошо погружает нас в атмосферу советского (и, в частности, бурятского) искусства середины прошлого века.

3. Пора таёжного подснежника (1958, реж. Я. Лапшин)

-3

1918 год. В Бурятии идёт Гражданская война. Красноармейский отряд останавливается на заимке бурятского богача Ахсая. Невестка Ахсая Дынсема знакомится с русской женщиной, которая рассказывает ей о борьбе за советскую власть и за лучшее будущее для народа. Дынсема влюбляется в красноармейца Баира. В это время возвращается её муж - белогвардеец Гылык. Затихшее было противостояние вновь разгорается...

Этот фильм - ещё один образец бурятского кино эпохи социалистического реализма. Автором сценария был бурятский писатель Николай Дамдинов. Сюжет типичен для произведений историко-революционного жанра. В образе Дынсемы показано приобщение народных масс к делу революции. Пообщавшись с русской коммунисткой она понимает, что достойна лучшей доли, чем жить на правах рабыни в доме свёкра. Как это часто бывает, социально-политическая линия дополнена любовной - чувства к красноармейцу побуждают Дынсему встать на сторону коммунистов. В фильме есть и другие элементы классического историко-революционного нарратива: сцены жестокой борьбы между красными и белыми, принесения себя в жертву во имя революции, безжалостной расправы над классовым врагом. В наши дни "Пору таёжного подснежника" можно воспринимать как памятник своей эпохи, когда Октябрьская революция и Гражданская война считались точкой отсчёта новой жизни, а подвиги бойцов-коммунистов изображались как деяния мифологических героев, приносящих себя в жертву во имя светлого будущего.

4. Горький можжевельник (1985, реж. Б. Халзанов)

-4

1943 год. В разгар Великой Отечественной войны бурятское село, хоть и находится далеко от линии фронта, вместе со всей страной переживает тяготы военного времени. Почти все мужчины ушли в армию. В селе остались старики, женщины и дети. Они вместе ведут хозяйство, ждут новостей с фронта и поддерживают друг друга, помогая пережить нелёгкие времена потерь и страданий.

Фильм "Горький можжевельник" снял первый бурятский кинорежиссёр Барас Халзанов. В том, как сделана эта картина, можно увидеть печать национального своеобразия бурятской культуры. На экране разворачивается неспешное повествование, по своему ритму соответствующее жизни и мышлению степняков, картины сельского быта сопровождаются народными песнями. Этот фильм можно назвать первым по-настоящему бурятским фильмом, то есть фильмом о бурятах, который снял бурятский режиссёр.

5. Первый нукер Чингисхана (2005, реж. С. Жамбалов, Э. Жалцанов)

-5

Будущий хан Монгольской империи Тэмуджин отправляется на поиски украденных у него лошадей. В пути он встречает парня по имени Боорчу. Вдвоём они возвращают угнанных коней. Так у будущего монгольского правителя появляется его первый нукер-сподвижник - Боорчу, который впоследствии станет командиром личной гвардии Чингисхана.

Фильм снят по мотивам произведений двух писателей из Бурятии. Литературной основой послужили роман Исая Калашникова "Жестокий век" и рассказ Алексея Гатапова "Первый нукер Чингисхана". Это единственная в современном бурятском кино экранизация - бурятские режиссёры, в отличие от якутских коллег, почти не обращаются к своей национальной литературе. Бюджет фильма был невелик. В качестве его создателей выступили два известных театральных режиссёра - Саян Жамбалов из Бурятского драматического театра и Эрдэни Жалцанов из театра кукол "Ульгэр", который прославился своими новаторскими постановками на национальные бурятские темы. Обращение к образу Чингисхана сулило фильму успех и известность не только в Бурятии, но и во всём мире. Однако в итоге фильм лёг на полку, потому что, как оказалось, продюсеры не смогли заранее договориться с наследниками Исая Калашникова об использовании эпизодов из его романа. Впрочем, сегодня ленту можно найти в интернете и спустя время всё же познакомиться с этой интересной страницей истории бурятского кино.

6. Булаг. Святой источник (2013, реж. С. Лыгденов)

-6

Действие фильма происходит в современной бурятской деревне. Главный герой - сильно пьющий мужчина. Он запустил себя, не чувствует ответственности перед народом и предками. Святой источник, который раньше почитали жители этой местности, теперь замусорен - это символизирует упадок современного бурятского общества. Однажды к герою являются духи предков, и он начинает одумываться... Параллельно в фильме разворачиваются криминальные события вокруг нелегальной добычи бурятского нефрита. Местные мужчины, вступившие в борьбу с бизнесменами, сравнивают себя с легендарными монгольскими "благородными разбойниками" - сайнэрами. Это тоже заставляет их обратиться к памяти о предках.

Солбон Лыгденов - один из известнейших современных бурятских режиссёров. Его фильмы пользуются популярностью у массового зрителя. В фильме "Булаг" затронуты самые больные вопросы сегодняшней бурятской культуры - разрыв с традициями предков, потеря родовой и исторической памяти, разграбление природных ресурсов Бурятии, моральная деградация, пьянство среди бурят. Уловив запрос на восстановление потерянной связи с предками, Лыгденов строит свой фильм на основе сопоставления настоящего и прошлого. Заброшенный и загрязнённый родник противопоставляется некогда чистому и почитаемому источнику, современные буряты, решившие побороться против иностранных добытчиков нефрита, сравниваются с эпическими образами монгольских сайнэров, которые выступали против власти иноземных маньчжурских правителей. Символично, что путь к новой жизни герою указывают духи его предков, то есть будущее обретается через обращение к прошлому. Фильм был настолько хорошо принят бурятским зрителем, что в 2020 году режиссёр выпустил продолжение - "Булаг 2. К новой жизни".

7. Степные игры (2014, реж. Б. Дышенов)

-7

На экране одновременно разворачиваются три истории. Герой первой - средневековый монгольский воин, отбивший женщину у своего противника. Она просит даровать ей свободу. Второй герой - бурят Пурбэ, вернувшийся с Чеченской войны в конце 1990-х годов. Он узнаёт, что жена ему изменяет. Герой третьей истории - современный бурятский парень Баатар, который возвращается из армии в родное село. Оказывается, что его девушка скоро выходит замуж за русского парня из Москвы. Три степных воина в разные эпохи проходят испытание женщиной. Финал трёх историй не одинаков, и это показывает, как изменились со временем бурятские мужчины.

Режиссёр Баир Дышенов в основном снимает кино не для массового зрителя, а для ограниченного круга знатоков, тонко чувствующих связь его лент с бурятской национальной культурой. Фильм "Степные игры" - наиболее сложное и многогранное творение режиссёра и, на мой взгляд, самый лучший, эстетически интересный фильм в истории бурятского кино. В основе сюжета, который одновременно развивается в трёх эпохах, лежит традиционная для бурятского героического эпоса коллизия - битва за женщину. Автор фильма использует приём отрицательной градации: чем ближе герой к современности, тем менее достойно он ведёт себя в этой эпической ситуации, которая испытывает героя на мужество и великодушие. Образ степи и мотивы бурятской народной музыки объединяют все три истории, подчёркивая "эволюцию" бурятской жизни на фоне неизменной природы и традиционных мелодий. Сравнение прошлого и настоящего у Дышенова выходит не в пользу современности. Как и почти всё современное бурятское искусство, кино Дышенова подводит зрителя к мысли о том, что бурятская культура должна возродиться через обращение к прошлому, вновь обрести утерянные традиции.

Такой вот необычный путь прошло бурятское кино. А вы уже смотрели какие-нибудь бурятские фильмы? Можете поделиться своим мнением в комментариях!

Также можно поддержать блог донатом, перейдя по ссылке:

СберЧаевые