Почему творцы иногда уничтожают шедевры, которые могли бы их обогатить или прославить? И какая связь между этими шедеврами, детскими "каляками-маляками" и людьми, которые всегда "не для себя стараются"?
Продолжаем наивно-психологические разговоры о творчестве и о нас с вами (ссылки на другие статьи в конце страницы).
Недавно я предложила читателям шуточную игру: показала совершенно бессмысленный набор пятнен и дала несколько вариантов их интерпретации. Исподволь подводя к вопросу: почему мы вечно норовим найти во всем какой-то глубокий смысл, которого может быть и не заложено в объекте или ситуации.
Самым первым объяснением рисунка там было предложено незамутненно-детское: это каляки-маляки! На что в комментариях возникло очень интересное и во многом симптоматичное мнение: ведь это ужасное слово ребенок услышал от взрослого, который обесценил, оскорбил своей критикой труд маленького художника.
Первая часть заявки более чем справедлива - вообще любые слова и их значения малыши узнают от других людей. Именно так дети и овладевают речью (и даже детеныши животных точно также овладевают системой коммуникации, принятой у их вида). А вот вторая, про обесценивание - здесь я готова поспорить.
Ведь в основе этого тезиса лежит утверждение, что ребенок ВСЕГДА стремиться изобразить что-то осмысленное. Но вот просто он еще маленький, у него не получилось технически, или взрослый не понял его замысла
На самом деле все обстоит иначе. Очень часто ребенок водит карандашами, фломастерами, кисточками, пальцем ПРОСТО ТАК. Ему просто доставляет удовольствие процесс движения руки, шорох, возникновение цветных линий и пятен. Никакого другого смысла в этом "рисовании" нет.
Психологи называют такие действия аутостимуляцией. Поведение, направленное на получение определенных ощущений, связанных с эмоциями или телесными откликами. Сейчас этот термин часто мелькает в связи с обсуждением проблем аутистов, у которых аутостимуляция приобретает особые формы. Но в норме эти действия - просто так, для удовольствия - присущи всем людям.
Нет, это вовсе не то, о чем сейчас подумали некоторые взрослые (хотя иной раз и то). Покачивание ногой, мурлыкание песенки под нос, удовольствие от ветра в лицо при быстрой езде, поглаживание кота, какие-то монотонно-успокаивающие действия, не имеющие смысла - это все аутостимуляция.
А еще она бывает разрушительной, когда неодолимо тянет что-то сломать, испортить, нарушить невыносимо-упорядоченное пространство. Знакомо ли вам граничащее со сладострастием ощущение, когда проводишь пальцем по ровно запорошенному снегом стеклу чужого автомобиля? Кидаешь камешки в гладь пруда? Или... рисуешь каляку-маляку на девственно чистом листе бумаги?
Вспомнился рассказ дочери какого-то очень обласканного советской властью человека о переезде в новую квартиру. Ей 3-4 годика. Квартира огромная, пустая, с дубовым паркетом. Стоят полураспакованные коробки с вещами, посудой. Девочка достает из одной из них хрустальную вазу и нечаянно роняет. Ваза разлетается с восхитительным звоном, блестя радужными осколками. И девочка в восторге хватает одну вещь за другой и бьет, бьет, расшвыривая по комнате, наслаждаясь звуком и игрой света. Прибегают взрослые, ничего не понимают, а у нее не хватает слов объяснить...
Ребенок внутри себя прекрасно сознает, что сейчас он не рисует, а просто играет с бумагой и красками в свое удовольствие. Поэтому определение каляки-маляки его в таком случае более чем устраивает и никак не оскорбляет, не травмирует. Наоборот, детскую истерику может вызвать настойчивое требование объяснить, что же он хотел изобразить. Особенно когда убеждают "не стесняться" или дают советы. Несколько таких разговоров - и он начнет прятать свои "рисунки". Не смотри! Это НИЧЕГО! Это каляка-маляка! - так может реагировать ребенок на просьбы показать листочек.
Еще хуже, когда ребенка начинают стыдить. Зачем ты испортил каляками целый альбом? Зачем исписал новые фломастеры? Мы для чего их тебе подарили? Так малыш понимает, что получать удовольствие стыдно, порицаемо. Что любое действие должно быть полезно или хотя бы оправдано необходимостью.
Вот так, без всякого богословия, передаются самые основы христианского учения об аскезе здесь и ожидании вознаграждения там. И так закладывается множество психологических проблем. Так формируются отличники-перфекционисты. И любители надзирать за ближними, дабы те не вздумали маяться дурью. И ненормальные срывы в "пропади все пропадом, однова живем!". И привычка объяснять любое свое действие "пользой", особенно в ключе "не для себя, а для вас стараюсь".
Из их числа и рукодельницы, написавшие мне множество комментариев, что любой перевод материалов имеет хотя бы потенциальную полезность. Если пока пользы нет, так больше стараться надо! Они были очень напористы в своих утверждениях. А любая агрессия говорит о том, что было задето больное место. Так вот эта болячка - именно внутренний запрет на процесс как удовольствие.
Такой же аутостимуляцией бывает игра поэта со словами, музыканта со звуками, художника с красками. Когда нет никакого замысла, идеи, желания высказаться, но вдруг приходит наслаждение от звучания, видений, отрешенности от мира. Иногда это состояние называют вдохновением.
А иногда никак не называют, просто наслаждаются. Так могут рождаться какие-то произведения. Иной раз даже шедевры. Но творцы обычно не любят никому их показывать, публиковать, выставлять на продажу, тем более на критику. Бывает, что даже уничтожают. Потому что это очень интимное. Наслаждение. Каляка-маляка.
Другие статьи по теме:
Что здесь нарисовано (почему мы усложняем простое)?
Раскраски по номерам - творчество или релакс?
Трагедия отличников - в неумении расслабиться
Чтобы не пропустить другие интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.