Подмосковные вечера. Россия-Франция, 1994. Режиссер Валерий Тодоровский. Сценаристы: Алла Криницына, Франсуа Гериф, Сесиль Варгафтинг, Марина Шептунова, Станислав Говорухин. Актеры: Ингеборга Дапкунайте, Владимир Машков, Алиса Фрейндлих, Александр Феклистов, Юрий Кузнецов, Наталья Щукина, Авангард Леонтьев.
Тридцатилетняя Катя мучается от чувства постоянной зависимости от своего пресного и невзрачного супруга и его матери - сочинительницы популярных детективных романов.
Однажды в их загородном доме появляется красавец-плотник. Между ним и Катей завязывается роман, помехой которому становятся писательница и ее сын...
Но, увы, даже после того, как Катя с любовником отправляют их в мир иной, счастье вовсе не спешит задушить их в своих объятьях...
Криминальная мелодрама Валерия Тодоровского "Подмосковные вечера" поставлена с холодноватым блеском элегантного профессионализма.
Вольная фантазия на тему лесковской "Леди Макбет Мценского уезда" похожа на с математической точностью продуманные произведения Агаты Кристи, где судьбы главных героев не вызывают особого сочувствия и сопереживания, зато можно беспрепятственно любоваться филигранной отточенностью фабулы и игрой изощренного ума.
Предыдущий фильм Валерия Тодоровского "Любовь" был лиричен и эмоционален. "Подмосковные вечера" - откровенно расчетливы и холодны.
Можно принимать или не принимать такую резкую смену режиссерского регистра, но мне кажется, что, установив для себя определенные правила игры, Тодоровский-младший добился своей цели.
Он отключил персонажей картины от сиюминутных реалий российской жизни и сосредоточился на истории преступной страсти.
Его фильм полон разнообразных литературных и кинематографических намеков, включая финал, где обыгрываются мотивы знаменитых "Жюля и Джима" Франсуа Трюффо.
Актеры отлично чувствуют предложенную им стилистику "шахматной партии", играя, на первый взгляд, вполне психологично, но по сути отстраненно и по-театральному условно.
Такой стиль, вероятно, непривычен для российских зрителей, склонных к традиционному кино, но на Западе давно уже не нов.
Александр Федоров, 1995