Найти тему

Есть ли дно у чувства жадности?

Давно намеревался посмотреть кинокартину Оливера Стоуна «Уолл-стрит» 1987 года. Такое желание зародилось еще в октябре 2010, с покупкой журнала «Total DVD». В этом номере премьере фильма «Уолл-стрит: Деньги не спят» было посвящено два разворота, а также составлен ТОП сиквелов, которые появились на большом экране спустя десятилетия после премьеры оригинальной ленты.

Немаловажным аргументом в пользу этого решения стало присутствие Майкла Дугласа в проекте; он заразительно сыграл миллионера Гордона Гекко. Его герой появляется в картине не сразу. Я бы даже сказал, что он второстепенный персонаж. Но именно его манипуляции и двигают историю от эпизода к эпизоду. За свою работу актер единственный удостоился премии «Оскар» и получил «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль. В остальном кинолента не была выдвинута больше ни в каких категориях. Этот «Оскар» стал вторым в карьере Дугласа после картины «Пролетая над гнездом кукушки», где он был продюсером.

История, рассказанная Оливером Стоуном, показывает нам срез амбициозных молодых людей, отправляющихся на Уолл-стрит ради легких денег и жизни. Они мечтают о лучших вещах, лучших машинах, лучших квартирах. Когда есть несколько миллионов в кармане, ты становишься властелином мира. Ведь доллары – это власть, и она опьяняет. Но вот будни главного героя Бада Фокса не такие прозаичные.

Продажи не идут, клиенты уходят и оставляют на нем долги до 7000 долларов, поэтому приходится занимать на жизнь у отца, работающего простым механиком в авиакомпании Bluetarи не могущего понять чаяний сына забрать весь золотой запас мира. Но Бад решает для себя - достигнуть вершины. Для этого ему нужен Гордон Гекко – биржевая легенда, который познал финансовый мир и 800 000 долларов в день для него карманные расходы.

Бад Фокс и Гордон Гекко.
Бад Фокс и Гордон Гекко.

Вместе с главным героем Оливер Стоун проникает за кулисы огромных сделок. Сценарий, написанный по воспоминаниям режиссера о своем отце и биографиям ярких представителей бизнеса, показывает нам механизмы жизни крупных акционеров.

Во главе бизнеса таких предпринимателей всегда стоит обман, слежка друг за другом, а также умение вовремя купить контрольный пакет акций, чтобы потом разорить предприятие и запустить свои руки в пенсионный фонд.

Гордон Гекко олицетворяет собой капитализм. Для него жадность - это хорошо. Именно она является двигателем прогресса. Чем больше хочешь достичь, тем лучше это становится для общества. Но за его красивыми словами скрыта расчетливая личность; для него не существует дружбы, а есть только игроки. И он один из них. Заработок денег – его зависимость. И не только в их коллекционировании; это - зависимость от войны, развернувшейся среди одного процента богатых американцев.

По своей сути Гекко – захватчик, ловко отбирающий деньги у других. Новых наличных нет, есть только чужие капиталы, и в них следует запустить руки. А простые работяги – расходный материал, который можно использовать в своих целях, чтобы влиять на мнение окружающих. И когда Бад подставляет даже своего отца, ради величия и богатства, он понимает: в игре на Уолл-Стрит действительно нет людей, есть только загребущие беспринципные животные, и им всего мало.

Рассуждая об этом фильме, отчетливо понимаешь: эта финансовая игра очень похожа на перетягивание каната. Герой Майкла Дугласа говорит, что только один процент населения США владеет 5 триллионами долларов. И задача игроков в том, чтобы перетянуть в свой карман как можно больший кусок. И в этом Оливер Стоун видит суть капитализма, где несколько людей управляет судьбами миллионов, но ставят на первый план не человеческие судьбы, а пухлую пачку денег на своем счету.

Режиссер мастерски рассказал историю, в центре которой деньги. Судьба героев затягивает, за ними интересно наблюдать. Майкл Дуглас прекрасно чувствует себя в образе воротилы. И когда мир его персонажа начинает постепенно разрушаться, то мы видим, как с него срывается маска спокойного игрока, держащего вожжи в своих руках. Он становится лишь пешкой в чужой игре и теряет контроль. Забывает о том, что на бирже не должно быть эмоций. Неприятно самому чего-то лишаться, если привыкаешь только получать.

Но вот, несмотря на такую сюжетную линию, многие вдохновились Гордоном Гекко и тоже пошли в брокеры за большими деньгами. Как написано в статье Total DVD, во время проката картины значительное количество молодых людей последовало примеру биржевого злодея, не обратив внимания на его жестокость во время завоевания чужого капитала. Здесь я могу сказать лишь одно: это не режиссер виноват, и не Майкл Дуглас, а просто они уже изначально были готовы к такому решению. На них точно так же мог повлиять и другой фильм. И можно сделать вывод: «Уолл-Стрит» показал реальность, какая она есть, и каждый зритель примкнул лишь к тому, чего сам хотел.

Теперь осталось посмотреть вторую часть, где показан кризис 2008 года. Это я сделаю в ближайшее время, так что подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить статью про «Уолл-Стрит: Деньги не спят» - в этом фильме Майкл Дуглас вернулся к своему оскароносному образу.