Хочу начать с самого недооценённого фильма времен перестройки. "Собачий пир" снятый Леонидом Менакером в 1990 году на киностудии "Ленфильм" поражает с первых минут. Наталья Гундарева, получившая всесоюзную славу после "Сладкой женщины", предстает здесь в образе опустившейся алкоголички и с первых кадров припечатывает изумленного зрителя матерной частушкой.
Для телезрителей привыкших видеть Наталью в романтических мелодрамах или лирических комедиях такая смена амплуа актрисы вызывает когнитивный диссонанс. Гундарева играет настолько достоверно, что веришь каждой ее ужимке, тревожно злым глазам, истерично-визгливому голосу перемежаемому бранью. Она сильно пьющая мойщица общественных туалетов на маленьком провинциальном вокзале. Он трудотерапией "излечался" в ЛТП от пагубной привычки. Случайная встреча на вокзале определяет всю их дальнейшую судьбу. Потерянные люди в мрачных декорациях позднего СССР, "неуютность" быта, непроглядная серость и разруха. Трагичный беспросветный финал. Очень сильное кино, которое не покажут по телевидению, но посмотреть, хотя бы раз, нужно обязательно.
А вот еще один представитель перестроечного "треша". Фильм "Псы" 1989 года выпуска. Очень своеобразная картина сочетающая в себе элементы триллера и ужасов. Постапокалиптические пейзажи в песках средней Азии, бесконечные желтые дюны, среди которых затерялась стайка людей. История начинается с того, что в задавленный песками город приходит страшная напасть. Стая волков-людоедов нападает на местных жителей. Власти города принимают решение собрать отряд для истребления хищной стаи. "Санитарному" отряду поручается найти и уничтожить логово людоедов.
Фильм просто поникнут атмосферой страха и безысходности. Очень скоро, под палящим солнцем пустыми отряд охотников начнет "таять", а загонщики сами превращаются в дичь. Не по-советски жёсткий, местами сюрреалистичный фильм, после просмотра которого в голове надолго оседает гнетущее ощущение безысходности.
Вот уж где тоска разлилась безбрежным водоемом, так это в картине Станислава Ростоцкого "Белый Бим черное ухо". Эта двухсерийная драма лидер по числу детских слез. "Хатико" нервно курит в сторонке. Почему, в Советском союзе решили, что эта душещипательная история подходит именно детям, уму непостижимо. Картина получилась настолько сильной, что буквально разрывала маленькие детские сердца от жалости к шотландскому сеттеру ищущему хозяина в безжалостном мире людей.
Верный пес преданно ищет хозяина то и дела натыкаясь на людскую подлость и предательство. Люди в этом фильме не лучшие существа. К этой картине, как нельзя лучше подойдет поговорка, "Чем больше я узнаю людей, тем сильнее люблю собак."
А собака здесь хороша. Беззаветно преданная хозяину, она тянется к людям, но черствость равнодушие, а порой и откровенная жестокость двуногих не дадут этой картине шанса на Хеепи Энд.
Хотелось добавить "Отпуск в сентябре", где гениально, на разрыв играет Олег Даль, но курок не спущен, а значит, еще можно что-то исправить и пусть тоска и безнадега накатывает крутой волной, все еще можно изменить. Можно выплыть, если захотеть, вот только захочет ли выплывать Зилов, большой вопрос.