За все время существования СССР было снято свыше семи тысяч полнометражных игровых фильмов (плюс к этому, конечно, были снято немало короткометражных лент, телефильмов, документальных, научно-популярных и анимационных картин).
Из семи с лишним тысяч игровых советских фильмов только примерно тысяче удалось преодолеть барьер в 15 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Это сегодня фильм, собравший в кинотеатрах аудиторию в 13 млн. зрителей считается лидером кинопроката. Во времена СССР все было иначе: фильм, не сумевший собрать 14 млн. зрителей с учетом стоимости его съемок и всех сопутствующих расходов по тиражированию и прокату, считался убыточным ( по киноотрасли в целом, т.к. среднюю стоимость съемок советского фильма - 500 тыс. руб. - удавалось покрыть большинству картин, выходящих в прокат). Источник этих данных: Анашкин А. Успех. Окупаемость. Тираж // Искусство кино. 1967. № 4. С. 80-85. (таблица из данной статьи по убыточности фильмов в СССР:
Правда, весь этот текст и приведенная мной вверху таблица, составленная советским специалистом в области кинопроката А. Анашкиным, вызвала гневную (и, полагаю, неадекватную) реакцию С. Кудрявцева в Фейсбуке и Живом Журнале. Но вот комментарий одного из моих читателей – профессионала в области экономических аспектов кинопроизводства и кинопроката, который подтверждает подходы, изложенные в А. Анашкиным в журнале "Искусство кино" (Анашкин, 1967: 85): в СССР «на городские кинотеатры госналог на выручку составлял 50%, сельских – 10 %. От оставшегося 40% получали управления кинопроката (он в свою очередь закупал в Госкино копии – по 500 рублей серия плюс доставка). Отдельной строкой шли расходы кинотеатров (большая часть была на балансе местных властей – юридически кинопрокат арендовал в них залы и кинобудки). В итоге студия получала 8% от общего сбора в кинотеатрах. С этой суммы она выплачивала 8-10% по ссуде Госбанка. Кино в СССР снималось на ссуды Госбанка, очень редко на деньги самой студии, чаще на средства Госкино. Для того чтобы выйти в минимальные убытки студии, фильму надо было пройти годовой порог в 4 млн. зрителей. Прибыльным фильм становился с 10-12 млн. зрителей в зависимости от съемочной категории (их было 3 плюс – с разницей финансирования примерно в 100 000 каждая). Была еще высшая категория (обычно – госзаказ), когда лимит бюджета устанавливался индивидуально. Не путать с прокатными категориями» (Михаил Хлюстов, 2021).
Опираясь на прокатные данные времен СССР (увы, неполные), я составил список ста самых известных аутсайдеров советского кинопроката (в списке были учтены только фильмы советского или совместного с СССР производства; указаны основные годы проката фильмов, в случае их существенной задержки указаны годы выхода фильмов в массовый кинопрокат).
В данный список вошли наиболее известные советские фильмы, набравшие за первый год демонстрации менее 10 млн. зрителей.
В списке: 1) число млн. зрителей за первый год кинопроката (в пересчете на одну серию); 2) основной год кинопроката (в том число и с задержкой из-за "полочной" судьбы); 3)фамилия режиссера или режиссеров.
0,3. Одинокий голос человека. 1978/1987. Александр Сокуров.
0,3. Родник для жаждущих. 1965/1988. Юрий Ильенко. 0,4. Легенда о Сурамской крепости. 1986. Додо Абашидзе, Сергей Параджанов. 0,5. Ашик-Кериб. 1989. Додо Абашидзе, Сергей Параджанов. 0,5. Первороссияне. 1968. Евгений Шифферс, Александр Иванов. 0,5. Похождения зубного врача. 1967. Элем Климов. 0,5. Среди серых камней. 1983/1988. Кира Муратова. 0,7. Дни затмения. 1988. Александр Сокуров.
0,8. Пловец. 1982. Ираклий Квирикадзе.
0,8. Сад желаний. 1988. Али Хамраев.
0,9. Робинзонада, или Мой английский дедушка. 1988. Нана Джорджадзе.
1,0. Жена керосинщика. 1989. Александр Кайдановский.
1,0. Иванов катер. 1974. Марк Осепьян.
1,1. Любить. 1969. Михаил Калик.
1,1. Скверный анекдот. 1966/1987. Александр Алов, Владимир Наумов.
1,1. Цвет граната. 1971. Сергей Параджанов.
1,2. Мольба. 1969. Тенгиз Абуладзе. 1,2. Скорбное бесчувствие. 1983/1987. Александр Сокуров. 1,3. Вечер накануне Ивана Купала. 1968. Юрий Ильенко.
1,3. Мой друг Иван Лапшин. 1982/1985. Алексей Герман.
1,3. Прощание. 1983. Элем Климов.
1,4. Каменный крест. 1968. Леонид Осыка.
1,5. Долгая счастливая жизнь. 1967. Геннадий Шпаликов.
1,5. Пиросмани. 1972. Георгий Шенгелая.
1,6. Смешные люди! 1978. Михаил Швейцер.
1,7. Долгие проводы. 1971/1972/1987. Кира Муратова.
1,9. Да здравствует Мексика! 1930/1979. Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров.
1,9. История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж / Асино счастье. 1967/1968/1988. Андрей Михалков-Кончаловский.
2,0. Отцы. 1989. Аркадий Сиренко.
2,0. Слуга. 1989. Вадим Абдрашитов.
2,1. Комиссары. 1971. Николай Мащенко.
2,2. Зеркало. 1974/1976. Андрей Тарковский.
2,2. Парад планет. 1984. Вадим Абдрашитов.
2,2. Пой песню, поэт… 1973. Сергей Урусевский.
2,3. Голос. 1982. Илья Авербах.
2,6. Жил певчий дрозд. 1972. Отар Иоселиани. 2,6. Звёзды и солдаты. 1968. Миклош Янчо.
2,8. Наш бронепоезд. 1989. Михаил Пташук.
2,9. Андрей Рублёв. 1966/1971. Андрей Тарковский
2,9. Послесловие. 1984. Марлен Хуциев. 3,0. Июльский дождь. 1967. Марлен Хуциев.
3,1. В четверг и больше никогда. 1978. Анатолий Эфрос.
3,1. Зеркало для героя. 1988. Владимир Хотиненко.
3,2. Степь. 1978. Сергей Бондарчук. 3,2. Чужая Белая и Рябой. 1987. Сергей Соловьёв.
3,4. Крейцерова соната. 1987. Михаил Швейцер, Софья Милькина
3,5. Комиссар. 1967/1988. Александр Аскольдов.
3,5. Кто вернется – долюбит. 1966. Леонид Осыка.
3,7. Несколько дней из жизни Обломова. 1980. Никита Михалков.
3,9. Тема. 1979/1986. Глеб Панфилов. 4,1. Фокусник. 1968. Пётр Тодоровский.
4,2. Телеграмма. 1972. Ролан Быков.
4,2. Храни меня, мой талисман. 1986. Роман Балаян.
4,3. Последний месяц осени. 1966. Вадим Дербенёв.
4,3. Сталкер. 1980. Андрей Тарковский.
4,4. Борис Годунов. 1987. Сергей Бондарчук. 4,4. Короткие встречи. 1968. Кира Муратова. 4,4. Новые приключения янки при дворе короля Артура. 1989. Виктор Гресь.
4,5. Дядя Ваня. 1971. Андрей Михалков-Кончаловский.
4,6. Инкогнито из Петербурга. 1978. Леонид Гайдай.
4,6. Спасатель. 1980. Сергей Соловьёв.
4,7. Чёрная курица, или Подземные жители. 1981. Виктор Гресь.
4,8. Ты и я. 1972. Лариса Шепитько. 4,9. Лев Толстой. 1985. Сергей Герасимов. 5,0. Наследница по прямой. 1982. Сергей Соловьёв.
5,4. Валентина. 1981. Глеб Панфилов. 5,4. Я – Куба. 1964. Михаил Калатозов.
5,6. Фонтан. 1989. Юрий Мамин.
5,7. Время, вперёд! 1966. Михаил Швейцер, Софья Милькина.
5,8. Девочка и эхо. 1965. Арунас Жебрюнас.
5,9. Охота на лис. 1980. Вадим Абдрашитов. 6,2. Васса. 1983. Глеб Панфилов.
6,2. Остановился поезд. 1982. Вадим Абдрашитов.
6,3. Без свидетелей. 1983. Никита Михалков. 6,4. Полеты во сне и наяву. 1982. Роман Балаян.
6,6. Не болит голова у дятла. 1974. Динара Асанова.
6,7. Зной. 1963. Лариса Шепитько.
6,7. Успех. 1985. Константин Худяков.
7,2. Первый учитель. 1966. Андрей Михалков-Кончаловский.
7,4. Сто дней после детства. 1975. Сергей Соловьёв.
7,8. Объяснение в любви. 1978. Илья Авербах.
7,6. Я родом из детства. 1966. Виктор Туров.
7,7. В огне брода нет. 1968. Глеб Панфилов.
8,0. Крылья. 1966. Лариса Шепитько.
8,1. Сюжет для небольшого рассказа. 1969. Сергей Юткевич.
8,5. Тени забытых предков. 1965. Сергей Параджанов.
8,7. Человек идёт за солнцем. 1962. Михаил Калик.
8,8. Мне двадцать лет. 1962/1965. Марлен Хуциев.
8,8. Монолог. 1973. Илья Авербах.
9,0. Проверка на дорогах. 1971/1986. Алексей Герман.
9,0. Прошу слова. 1976. Режиссер Глеб Панфилов
9,0. Частная жизнь. 1982. Юлий Райзман.
9,1. Из жизни отдыхающих. 1981. Николай Губенко.
9,1. Письма мертвого человека. 1986. Константин Лопушанский.
9,1. Синяя тетрадь. 1964. Лев Кулиджанов.
9,3. Нежность. 1967. Эльер Ишмухамедов.
9,4. Ленин в Польше. 1966. Сергей Юткевич.
9,8. Осень. 1976. Андрей Смирнов.
9,8. По главной улице с оркестром. 1986. Петр Тодоровский.
9,9. Пять вечеров. 1979. Никита Михалков.
Итак, в итоге в список прокатных аутсайдеров очень часто (и логично) попадали сложные (для массовой аудитории) по художественному языку фильмы. Какие-то из них имели малый тираж, но многие были выпущены во всесоюзный прокат без помех и большим тиражом.
Составитель списка: киновед Александр Федоров (источники цифр посещаемости фильмов: данные И. Беленького, C. Землянухина и М. Сегиды, С. Кудрявцева, Л. Фурикова, сводные данные по посещаемости в журналах «Искусство кино», «Советский экран» и др.).