Крупнейшие страховые компании России объединили статистику автомобильных краж за этот год. Наибольшим спросом у преступников пользуются корейские и японские модели. Некоторое улучшение ситуации эксперты связывают с закрытыми границами: меньше иностранных воров, меньше шансов успешно переправить машину в другую страну. Однако уже в этом месяце прогнозируют всплеск угонов.
Сразу оговоримся: статистика угонов от страховых компаний неполная и несколько однобокая. Она затрагивает только машины, застрахованные по каско. А таких в российском автопарке, превышающем 50 миллионов единиц, всего порядка 15%. Часто полную страховку владелец прекращает оформлять после выплаты кредита, когда исчезает такая обязанность по условиям банка. А среди автомобилей старше 6–7 лет доля застрахованных по каско исчезающе мала.
Кроме того, страховщики делают выводы на основании имеющихся у них портфелей договоров. На последние оказывают влияние тарифы компаний. Если, к примеру, какую-то модель фирма не хочет страховать из-за высоких рисков, она делает полис для неё дорогим. Соответственно, владельцы таких машин уходят к другим страховщикам, а в статистику этой компании автомобиль не войдёт как угоняемый: ведь он просто не представлен в портфеле.
И всё-таки данные весьма полезны для автомобилистов. Крупнейшие игроки на рынке каско — «АльфаСтрахование», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах» и «Страховой дом ВСК» — назвали наиболее угоняемыми марками Toyota, Kia, Hyundai и Mitsubishi. С первой всё понятно: Тойоты у российских автоворов всегда были и есть в особом почёте. Kia и Hyundai не могли не попасть в выборку, ведь их в нашей стране просто огромное количество. После отечественной Лады они вот уже несколько лет бессменно занимают второе-третье места по продажам. А вот Mitsubishi видеть в топе достаточно неожиданно.
Перечень из десяти топовых моделей почти одинаков у всех компаний, отличаются только места, на которых стоят конкретные имена. Десятку лидеров в невесёлом для владельцев рейтинге составили Hyundai Creta, Hyundai Tucson, Hyundai Santa Fe, Hyundai Solaris, Kia Rio, Kia Sportage, Lexus LX, Mitsubishi Outlander, Toyota Camry и Toyota RAV4.
Правда, московский список выглядит по-другому. И вот он значительно отличается от компании к компании. Так, в «Росгосстрахе» отметили повышенную угоняемость Nissan X-Trail и Nissan Qashqai, Mercedes GLS и Mercedes GLK/GLC, возросший интерес к Audi A6, Porsche Macan и Mazda CX-5. «РЕСО-Гарантия» отмечает сравнительно частые угоны совсем бюджетных моделей — Лады Ларгус, Renault Logan и Renault Sandero. И почему-то только в «АльфаСтраховании» напомнили, что неизменно часто угоняют все версии внедорожника Toyota Land Cruiser Prado.
В компании по разработке системы защиты «Угона.Нет» полагают, что в ближайшее время стоит ожидать роста интереса к китайским автомобилям. Их в России становится всё больше, Haval и Chery уже практически свои в топ-10 брендов, а отдельные модели Geely входят в топ-25 самых продаваемых моделей.
Угонщики по-прежнему предпочитают машины, защищённые по минимальной схеме. Подавляющее большинство автомобилистов не заморачивается дополнительными системами и пользуются только теми, что ставит производитель на заводе. И, опять же, в подавляющем большинстве случаев, такие сигнализации примитивны и легко обходятся преступниками. Особенно опрометчиво полагаться на штатную защиту, если ваша модель входит в число наиболее угоняемых.
Чаще всего кражи происходят с парковок, где машины ночуют, перехватывающих стоянок у станций метро и транспортно-пересадочных узлов, а также во время коротких дневных остановок без присмотра. В подавляющем большинстве случаев конкретный автомобиль выслеживают заранее.
«АльфаСтрахование» с января по август включительно зафиксировала снижение угонов на 27%. В компании связали это с закрытыми границами. Перегонять краденые автомобили в страны СНГ стало гораздо сложнее, и это снизило активность преступников. Аналогичный тренд видят в ВСК, в правоохранительных органах (–30%), в «Росгосстрахе» (–42%). Однако традиционный всплеск страховщики ожидают, как и в прошлые годы, в октябре. В компаниях также полагают, что снятие «андиковидных» ограничений сыграет на ухудшение статистики. Впрочем, последнего пока можно не опасаться. В России, как всем официально объявили, началась четвёртая волна коронавируса, растёт заболеваемость и смертность. Поэтому вряд ли стоит рассчитывать в ближайшее время на ослабление запретительных мер.
А вот к снижению стоимости страховки улучшение статистики, увы, не приведёт. Полисы каско даже подорожают: увеличивается цена автомобилей, запасных частей и услуг автосервисов. В последние пару лет новые машины дорожают в России как минимум на 10% в год. Так что и страховая защита станет менее доступной клиентам.
«Цена страховки от риска «угон» растет пропорционально стоимости машин, так как она рассчитывается в процентном соотношении от цены автомобиля. При этом при заключении договора каско риск «угон» остается востребованным у автовладельцев, особенно у тех, чьи марки и модели автомобилей исторически пользуются у угонщиков повышенным спросом», — резюмировала директор направления по каско «Росгосстраха» Ольга Асташкина.