Основной тезис данной темы заключается в следующем: могли ли возникать вопросы и недовольства у человека в райских условиях? Было ли куда девать людям огромный поток времени, применять силы ума, исследовать, задавать вопросы и находит на них ответы?
Представления о рае противоречивы, зачастую они сводятся к картине полного блаженства, доходящего порой до ничегонеделания (написал, так, что остается поставить хештег и в инстаграм). В советском прошлом атеистическая пропаганда высмеивала чувства верующих, связанных с их раем. Рисовалась картина человека, лежащего под деревом, изнеженного на которого падали фрукты и ему оставалось только чуть протянуть руку и вкусить райских плодов. Делать ничего не надо, все есть, тепло, минимум одежды или полное ее отсутствие, множество плодоносящих деревьев, растущих самим по себе. Жилье строить со стенами в 70 см строить нет нужды, климат мягкий и комфортный. Бежать к восьми утра на работу толкаясь в переполненных маршрутках и трепать нервы в пробках тоже не надо. Благодать! Абсолютное бездействие, умноженное на бесконечность равно рай. Как вам такая формула? Мне если честно не очень.
Сведений о рае ничтожно мало. А если исходить из предпосылки апостола Павла, утверждающего "не видел того глаз, не слышало того ухо, что Бог приготовил любящим Его" то любые попытки что-то понять обречены на неизвестность и рубятся в самом зародыше.
Единственно что нам остается в вопросе представлений о райских условиях это обратится к первым трем главам книги Бытие, где описаны первые дни жизни, первой человеческой пары, и попытаться найти в скудных сведениях ответы на наши вопросы.
Итак, повторим сам вопрос. Чем занимался новоиспеченный Адам и задавал ли он вопросы Богу, выражая свое мнение и чувства?
Знаете, что интересно? Частица "не" несколько раз появляется в тексте первых трех глав. Пару раз эта частица используется в отношении ограничений, связанных с деревом познания, и один раз она появляется в экзистенциальных вопросах бытия, обнажая неожиданную проблему - отсутствие у Адама помощника, соответственного ему. Но обо всем по порядку.
Выуживая из текста драгоценные данные, мы можем в какой-то степени обнаружить ответы на свои вопросы. Адаму было чем заниматься в райских условиях! Этому выводу мы обязаны в случае именования животных.
"Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым..." (Быт. 2:19-20)
С виду простой эпизод, известный и не нуждающийся в пояснениях даже ребенку. Но. Что значит, что человек дал имена всему животному миру? Это мог сделать сам Бог, и все бы оставалось предельно хорошо. Но нет, Бог приводит к человеку всю когорту многочисленных представителей фауны и дает созданному Им же существу проявить себя, дать волю воображению, обнаружить характерные черты, понаблюдать за каждым, и потом присвоить всем им имена. Адам был занят творческим поиском, он думал, щурился, хихикал, смеялся, а может быть даже и пугался, когда рядом ударил плавником огромный кит или еще кто крупнее. Как бы там не было, Бог привел всех к Адаму, и оставил ему возможность участвовать, дал ему инициативу в руки. Мы не знаем, сохранились ли до сего времени имена, данные первым человеком, но не в этом суть. Сама постановка вопроса интересует нас больше.
Следующий момент. Эпизод сотворения женщины. В первоначальном плане она задумывалась. Об этом свидетельствует первая глава книги Бытие, которую понимаю по-разному, пытаясь найти в ней то, чего нет, пытаясь обнаружить следы пресловутой Лилит, отдельной ветви человечества, и многих других бредовых идей.
Первая глава в общих чертах, в сжатой форме передают рассказ о Творении Земли и всего что на ней. Сотворение человека передается парой текстов, где уже упоминается мужчина и женщина.
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их." (Быт. 1:27)
Вторая глава вносит некие подробности, и заставляет задуматься о днях в раю. После наименования животных, мы читаем о том, что Адам можно сказать впервые столкнулся с частицей "не".
"...но для человека не нашлось помощника, подобного ему." (Быт. 2:20)
Проблема? Экзистенциальный кризис? Смятение, бунт? Что делать? Упрекать Бога? Нет. Эта история неслучайна, она намекает на волеизъявление Человека, на отдание ему права думать, желать, чувствовать, задавать вопросы, в какой-то степени испытывать горечь, недоумение. Отсутствие помощника, наверное, вызвало в душе Адама чувства, подобные тем, что мы испытываем, когда тоскуем или скучаем. Райские условия не означали отсутствие всей гаммы ощущений, может быть даже негативных. Эпизод с созданием женщины иллюстрирует этот момент, и там есть еще над чем подумать.
И еще интересный факт. Бог сам впервые за все время сказал "не хорошо". Не потому, что не знал, или обнаружил недостатки Своего творения, а как ответ на инициативу человека, на совместный с ним поиск, творческий процесс. Ответом на вопросы Адама стала Жена, и их дальнейшее счастливое время продолжалось бы вечно, если бы не третье "не".
Оно вырывалось уже из уст змея....