Иисус несколько раз уходил из Галилеи: на восточный берег Галилейского моря, а также в пределы Тира и Сидона в Финикии. И каждый уход Иисуса из Галилеи сопровождался кульминационными моментами. Например, во время одного из них Господь накормил пять тысяч человек, а затем прошел по воде. Однако ни один из них не был насыщен столькими важными событиями, как этот. В течение одной недели произошли следующие события: доброе исповедание; раскрытие Христом замысла создания церкви; первые ясные, недвусмысленные заявления о смерти, воскресении и втором пришествии Иисуса; Преображение. Большинство комментаторов сходятся во мнении, что это было необычное время для Господа — высшая точка, поворотный пункт в Его служении.
Я назвал этот урок “Вершины и низины в жизни Иисуса”, так как для Него это было время, полное сильных душевных волнений (см. Мк. 8:12). Как в полной мере человек, Христос был “во всем” подобен нам (Евр. 2:17): Он радовался (Лк. 10:21) и горевал (Лк. 19:41; Ин. 11:35). Во время событий, рассматриваемых в данном уроке, Иисус из низин сердечной боли поднимался на вершины радости, а потом опять оказывался в низине.
Мы постараемся больше узнать о сердце нашего Господа. Возможно, мы также больше узнаем о нас самих.
В НИЗИНЕ: ИИСУС РАЗГНЕВАН (Мф. 15:39—16:12; Мк. 8:10-21)
Иисус только что возвратился в Галилею — в пределы магдалинские и далмануфские (Мф. 15:39; Мк. 8:10). Вероятно, Он прибыл в окрестности селения Магдала, находившегося километрах в шести к северу от Тивериады.
Раздосадован на врагов
Как только Христос прибыл на место, к Нему тут же явились Его давние враги, фарисеи, и “начали с Ним спорить” (Мк. 8:11). Странно, но их сопровождали саддукеи (Мф. 16:1). Это первое упоминание о них в Евангелиях. Обычно фарисеи и саддукеи смертельно враждовали между собой; но они объединились, чтобы уничтожить Иисуса, поскольку считали Его общей угрозой. Как и политика, ненависть может заключать странные союзы.
В этот раз фарисеи повторили однажды уже выдвинутое ими требование: они попросили у Христа “знамения с неба, искушая Его” (Мк. 8:11; см. Мф. 12:38-42; 16:1; Ин. 2:18). Труд но сказать, что именно они от Него хотели, поскольку Господь уже сотворил сотни чудес, включая воскрешение мертвых. Возможно, следует обратить внимание на значение фразы “с неба”. Греческое слово “небо” в Мф. 16:2, 3 означает “небосвод”. Возможно, фарисеи хотели, чтобы Иисус остановил солнце и луну, как Иисус Навин (Иис. Н. 10:12, 13), вызвал огонь с неба, как Илия (3 Цар. 18:38), или что-нибудь в этом роде.
Согласно Марку, требование фарисеев и саддукеев заставило Иисуса “глубоко вздохнуть” (Мк. 8:12). Он знал, что никакое чудо, даже самое необыкновенное, не удовлетворило бы их. Они напоминали слепца, который говорит: “Покажите мне пурпурный цвет, тогда я поверю, что он существует”. Их глаза были закрыты; их сердца огрубели; их невозможно было убедить.
Иисус дал краткий ответ. Он сказал им, что они в состоянии посмотреть на небо и предсказать погоду. (Есть старая поговорка: “Красное небо вечером — пастуху радость; красное небо утром — пастуху тревога”). Однако из-за предубеждения они были не способны ни увидеть Иисуса и Его служение, ни понять, кем Он на самом деле был (Мф. 16:2, 3). (Фраза “знамения времен” подразумевает “знамения” [чудеса], совершенные Иисусом и подтверждавшие, что “времена”, ожидаемые иудеями на протяжении веков [приход Мессии и Его царства], уже наступили. Здесь не имеются в виду “знамения”, которые будут сопровождать второе пришествие Христа, как считают некоторые). В заключение Он сказал: “Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка” (Мф. 16:4). Это было завуалированное указание на самое главное доказательство божественности Иисуса — Его воскресение (см. Рим. 1:4). Как Иона провел три дня в чреве огромной рыбы, так и Христу надлежало пробыть в могиле три дня (Мф. 12:40).
Разочарованный Своими друзьями
Если Иисус рассчитывал провести некоторое время в Галилее, то скорое прибытие Его врагов сделало это невозможным. Внезапно Иисус, “оставив их, отошел” (Мф. 16:4). Сев в лодку с учениками, Он снова отправился к восточному берегу Галилейского моря (Мк. 8:13) — на этот раз в окрестности Вифсаиды.
Во время этого путешествия Иисус предостерег Своих учеников: “Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской” (Мф. 16:6). Он также сказал: “Берегитесь... закваски Иродовой” (Мк. 8:15) — возможно, имея в виду иродиан, которые вместе с фарисеями уже старались погубить Иисуса (Мк. 3:6).
Образ “закваски” часто используется в Писании для обозначения какого-либо влияния, особенно дурного. Иисус, вероятно, подразумевал предвзятые учения этих групп, не позволявшие им признать Его Мессией. Даже у Его учеников были собственные устоявшиеся представления о Мессии и Его Царстве. Предостережение Господа можно было сформулировать следующим образом: “Берегитесь влияния предубеждений, из-за которых вы можете не увидеть истины”.
Апостолы не поняли, о чем говорил Христос. Упоминание о “закваске” навело их на мысль о хлебе. Иисус настолько неожиданно решил покинуть Галилею, что они успели захватить с собой только одну лепешку хлеба (Мк. 8:14). Они решили, что Господь упрекал их за то, что они плохо подготовились к путешествию (Мф. 16:7; Мк. 8:16).
Иисус, встревоженный непониманием учеников, назвал их “маловерными” (Мф. 16:8). Они проплывали вблизи тех мест, где Он не так давно накормил пять тысяч (Лк. 9:10-17), а затем четыре тысячи человек (Мк. 7:31; 8:1-9). Если Он смог насытить тысячи людей, имея лишь скудный запас пищи (Мф. 16:9, 10), то им следовало бы понять, что в случае необходимости Он без труда накормил бы их небольшую группу одной лепешкой — и что поэтому Он не имел в виду хлеб в физическом смысле. Наконец апостолы “поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского” (Мф. 16:12).
В НИЗИНЕ: ИИСУС СОПЕРЕЖИВАЕТ (Мк. 8:22-26)
Как обычно в подобных ситуациях, у Христа было несколько причин покинуть Галилею: Он хотел удалиться от Своих врагов (см. Мф. 16:4; Мк. 8:13), но Ему также нужно было остаться со Своими учениками наедине. Последнее приобретало все большую важность, так как близилось время Его смерти (Мк. 8:31). Он решил отправиться далеко на север, в пределы Кесарии Филипповой, где Ему ничто не должно было мешать.
Они тронулись в путь и “пришли в Вифсаиду” (Мк. 8:22). Это была Вифсаида-Юлиада, располагавшаяся на северо-восточном побережье Галилейского моря. Когда они прибыли в селение, люди привели к Иисусу слепого (ст. 22), чтобы Он исцелил его. Христос не отказал им в просьбе. Как всегда, Он проникся состраданием, но на этот раз Он твердо решил не привлекать внимания толпы, поскольку это задержало бы их в пути. Перед тем, как исцелить слепого, Он вывел его из селения (ст. 23), а после велел ему сразу идти домой и молчать о случившемся (ст. 26).
Этот случай исцеления содержит ряд необычных деталей. Иисус лишь изредка прикасался к тем, кого исцелял. Был только еще один случай, когда Он для исцеления использовал слюну (Мк. 7:33, 34). Однако самое необычное в данном исцелении было то, что это чудо было единственным, совершенным в два этапа. Существует объяснение, что поскольку исцеление произошло в промежутке между двумя случаями, когда ученики проявили непонимание и малую веру, то это является предметным уроком, призванным показать, что вера приходит не сразу, а постепенно. Но на самом деле мы не знаем цели Иисуса.
Мы уже видели, что такие детали, как прикосновение, плевок и даже необычный двухэтапный аспект данного чуда, не существенны. Христос пользовался различными способами для убеждения Своих апостолов, что сила была не в совершаемых действиях, а в Личности.
НА ВЕРШИНЕ: ИИСУС В ВОСТОРГЕ (Мф. 16:13-20; Мк. 8:27-30; Лк. 9:18-21)
Из Вифсаиды-Юлиады Христос и Его последователи отправились дальше, пока, наконец, не достигли окрестностей Кесарии Филипповой. Здесь Иисус собирался позадавать Своим апостолам вопросы, чтобы узнать, понимают ли они, кто Он такой. Это было важнейшее испытание для учеников.
Особый экзамен
Помолившись (Лк. 9:18), Христос призвал Своих учеников и спросил: “За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?” (Мф. 16:13). Они отвечали: “Одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, а иные — за Иеремию или за одного из пророков” (Мф. 16:14; см. Мк. 6:14-16; Лк. 9:7, 8). Все эти люди беззаветно служили Богу. Звучало, как комплимент, но на самом деле это было не так. Это было отвержение: Иисуса не признавали Мессией.
Затем Иисус задал самый главный вопрос: “А вы за кого почитаете Меня?” (Мф. 16:15). Изначально апостолы последовали за Ним, потому что считали Его обещанным Мессией (Ин. 1:41, 49) — но Он не оправдал мессианских ожиданий народа. В течение некоторого времени за Ним следовали большие толпы людей, но затем начался отлив популярности (Ин. 6:66). Сохранили ли ученики веру в Него на фоне этих событий? Были ли они по-прежнему абсолютно убеждены, что Он Мессия?
Петр, чей ответ стал известен как “доброе исповедание”, сказал: “Ты Христос, Сын Бога живого” (Мф. 16:16). “Христос” — греческое слово, означающее “Мессия”. Слова Петра подтвердили его веру, что Иисус был Тот, о ком говорили пророки и прихода кого ждал иудейский народ.
Особый ответ
Нетрудно представить себе ликование в голосе Иисуса, когда Он говорил: “Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою” (Мф. 16:17, 18).
Слова “Петр” и “камень” вызывают яростные споры. Католики утверждают, что стих 18 учит тому, что Петр стал тем основанием, на котором была создана церковь. Греческое слово, переведенное “Петр”, действительно означает “камень”, но Иисус в стихе 18, говоря о “камне”, употребил два разных слова. Слово “Петр” — петрос, а “камень” — петра. Это не только два разных слова, они также отличаются своим родом: первое употреблено в мужском, в второе — в женском роде. Кроме того, эти слова отличаются по значению. Вайн пишет: “Петра означает скальный массив, в отличие от петрос — отдельного камня, или булыжника, или камня, который можно бросить или легко передвинуть”. Иногда выдвигают тот довод, что Иисус, наверняка, говорил на арамейском языке, в котором есть только одно слово, означающее “камень”; но это всего лишь домыслы. Нам точно известно одно: богодухновенный текст, повествующий об этом событии, был написан на греческом языке и в нем используются два различных слова.
Христос использовал игру слов. Могу представить, как Он подбрасывал в руках камень, когда говорил: “Ты — Петр, камень”. Затем я вижу, как Он указал на каменное основание Кесарии Филипповой со словами: “Но Я создам Свою церковь на камне, как этот”.
На каком камне Господь думал создать Свою церковь? Большинство комментаторов, не принадлежащих к католической церкви, единодушны в том, что Петр только что исповедал основополагающую истину. Например, Дж. Макгарви отмечает:
«...поскольку в данном высказывании Сам Иисус является строителем, а Симон Петр хранителем ключей, основанием в полном смысле нельзя считать ни того, ни другого. Отсюда, основанием должно быть исповедание, только что произнесенное Петром, так как другого, подходящего под это определение, ничего не остается».
Как жаль, что споры по поводу Петра и камня отодвинули на задний план истинную важность этого события. Ободренный исповеданием Петра, Иисус решил, что Его ученики готовы узнать, что ждет их в будущем. Так Он впервые делает поразительное заявление о том, что Он пришел основать церковь, Свою церковь (см. Еф. 1:22, 23; 2:16; 3:10, 11; 4:4; Кол. 1:18). Я называю Его слова “поразительными”, потому что они, должно быть, явились полной неожиданностью. Они никак не согласовались с представлениями иудеев о материальном, физическом царстве.
Говоря это, Иисус не отказался полностью от таких терминов, как Мессия и царство, с которыми были знакомы Его ученики (см. Мф. 16:19); но Он, в сущности, объявил, что Его царство будет по своей природе не материальным, а духовным. Его не интересовало создание политической организации; Он намеревался построить Свою церковь.
Это первый случай употребления слова “церковь” в Новом Завете, но, конечно же, не последний. Слово “церковь” в Новом Завете встречается больше ста раз. После воскресения Иисуса и установления царства/церкви оно стало самым употребительным словом для обозначения последователей Христа как совокупности людей.
Но вернемся к тому, что сказал Иисус Петру в Мф. 16:18, 19. Согласно пророчеству Даниила, мессианское царство будет несокрушимо (Дан. 2:44). Теперь Христос объявил, что церковь (царство) никогда не будет разрушена: “Врата ада не одолеют ее” (Мф. 16:18). “Ад” — это “невидимый мир” мертвых, а “врата” в него — это смерть. Смерть Иисуса не разрушит церковь: дьявол, очевидно, полагал, что, отправляя Иисуса на крест, он помешает Божьим замыслам, но эта смерть была необходима для существования церкви (Деян. 20:28; Еф. 5:23, 25). Даже смерть членов церкви не могла разрушить ее. Впоследствии сатана развяжет гонения на христиан, но его тирания лишь будет способствовать распространению церкви (Деян. 8:1-4).
Затем Христос вознаградил апостола за искренность обещанием: “Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах” (Мф. 16:19). Вторая часть обещания — о связывании и разрешении — не была исключительной прерогативой Петра; позже это было обещано всем апостолам (Мф. 18:18). Кроме того, здесь необходимо рассказать об одной особенности греческого языка, которая теряется при переводе: глаголы “будет связано” и “будет разрешено” стоят в грамматическом времени, называемом “будущее в прошедшем”: то есть, когда Петр и другие апостолы будут что-то связывать или разрешать, на небесах это будет уже в прошлом.
Другими словами, Иисус подчеркивал важность богодухновенного учения апостолов (оно будет “связывать” и “разрешать” [освобождать] людей), но при этом Он также указывал, что не от них самих будет исходить учение: прежде все будет “связано” или “разрешено” на небесах и лишь после этого апостолы, по вдохновению Божьему, будут “связывать” или “разрешать” на земле.
Иисус все же дал Петру одну особую привилегию — о ней говорится в первой части обещания: “Дам тебе ключи Царства Небесного”. Ключи служат для того, чтобы открывать двери и впускать внутрь. Петру предстояло первым поведать иудеям и язычникам о том, как получить спасение (Деян. 2:14-43; 10:24-43, 47; 15:7) и, таким образом, войти в царство/церковь. Конечно, не только Петр имел право рассказывать людям о спасении; все апостолы проповедовали евангелие спасения. Особая награда Петра заключалась в том, что он должен был сделать это первым.
Это был волнующий день. Ученикам все еще предстояло многому научиться, но их вера была крепка. Иисус, должно быть, остался доволен, но Он “запретил ученикам Своим, чтобы никому не рассказывали, что Он Иисус Христос” (Мф. 16:20). Еще придет время для смелого провозглашения этой истины (см. Деян. 2:36), но тогда оно еще не наступило.
В НИЗИНЕ: ИИСУС ОБРЕМЕНЕН (Мф. 16:21-28; Мк. 8:31-38; Лк. 9:22-27)
Полагая, что ученики готовы узнать о будущем, Иисус объявил об установлении Своей церкви. Однако им оказалось трудно принять оговорку к этому заявлению: церковь не могла появиться без Его смерти. Церковь должны были составить люди, спасенные Его кровью (Еф. 5:23, 25; см. Деян. 20:28). Для Иисуса пришло время рассказать Своим апостолам, что Ему предстоит умереть.
Обременен ожидавшим Его страданием
До этого Христос уже завуалированно сообщал о Своей неминуемой смерти (Мф. 9:15; 10:38; 12:38-40; Ин. 2:19-22; 3:14, 15), но сейчас Он заговорил об этом прямо. Матфей пишет: “С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, и первосвященников, и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть” (Мф. 16:21). “Старейшины, первосвященники и книжники” означали синедрион, в который они входили тремя основными частями. Мысленно подчеркните слово “должно”: Иисус был полон решимости исполнить замыслы и намерения Божьи (Ин. 6:38)! В повествовании Марка говорится, что Христос “начал учить их, что Сыну Человеческому должно... быть убитым, и в третий день воскреснуть. И говорил об этом открыто” (Мк. 8:31, 32).
Обременен окружавшим Его непониманием
Несмотря на ясность слов Иисуса, ученикам было трудно понять и принять их. Этих людей всю жизнь учили, что созданное Мессией царство будет по своей природе политическим институтом. Поэтому слова Христа о смерти не имели для них никакого смысла. Если вы воспитывались в атмосфере религиозных заблуждений, а затем пришли к истине, то вы можете понять их трудности.
Петру в особенности было сложно воспринять слова Христа. В конце концов, он только что исповедал Иисуса Христом, Мессией! В его представлении, он также исповедал свою абсолютную уверенность в том, что теперь Иисус воздвигнет Свое царство — физическое царство! Апостол никак не мог увязать идею мертвого Мессии с царствующим Мессией. Поэтому он взял на себя смелость поправить Христа!
Не желая смущать Господа перед остальными учениками, Петр “отозвал Его”. Оставшись с Иисусом наедине, он “начал прекословить Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!»” (Мф. 16:22). Дерзость Петра в этом моменте почти непостижима, — но всегда были такие люди, которые, утверждая, что следуют за Господом, полагали, что знают больше Его.
Последовала самая резкая отповедь, какую когда-либо слышал в свой адрес из уст Иисуса прямодушный апостол: “Он же, обратившись, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн!»” (Мф. 16:23). Незадолго до этого Он назвал его “Петром”, Своим надежным “камнем”. Теперь же Он называл его “сатаной”, Своим бесовским противником. Христос имел в виду, что, пытаясь повлиять на Его судьбу, Петр стал орудием в руках дьявола.
Дело в том, что Петр воспринимал распятие с точки зрения людей, а не Бога. Иисус сказал ему: “...думаешь не о том, что Божие, но что человеческое” (Мф. 16:23).
Господа тяготили мысли о предстоящей смерти (Мф. 26:38, 39). А тут еще непонимание со стороны учеников истинной природы Его царства и правления. Они думали о венцах вместо смерти, коронах вместо креста, восхвалении вместо гонений.
Иисус подозвал всех апостолов и сказал им:
“Если кто хочет идти за Мной, отрекись от себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?” (Мф. 16:24-26; см. также Мк. 8:34-37; Лк. 9:23-25).
И добавил: “Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде этом прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми ангелами” (Мк. 8:38). Эти слова обращены ко всем, но не забывайте, что Петр только что “устыдился” сказанного Иисусом о Своей смерти.
Высказывая упрек, Иисус упомянул пришествие “в славе Отца Своего со святыми ангелами”. Теперь Он заверил слушавших Его: “Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его” (Мф. 16:27). Это было первое четкое предсказание второго пришествия. Должно быть, у апостолов закружилась голова от этого нового откровения!
Под конец Господь уверил учеников, что предсказание Его смерти не означает, что Он отказался от замысла установить Свое царство: “Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе” (Мк. 9:1; см. также Мф. 16:28; Лк. 9:27). Обратите особое внимание на фразу “в силе”. Перед тем как вознестись обратно к Своему Отцу, Христос скажет апостолам, что они “примут силу”, когда на них сойдет Святой Дух (Деян. 1:8), и что они должны будут оставаться в Иерусалиме, пока “не облекутся силой свыше” (Лк. 24:49). Через десять дней после вознесения, во время иудейского праздника Пятидесятницы, на них сошла сила Святого Духа (Деян. 2:1-4) и исполнилось обещание Иисуса создать церковь/царство. (Прочтите Деян. 5:11; 8:1; Кол. 1:13; Отк. 1:6, 9).
Те, кто считает, что Иисус еще не установил Свое царство (в частности, премилленарии), стараются обойти Мк. 9:1. Согласно одной из их излюбленных трактовок, этот стих подразумевает преображение. Макгарви пишет: “Те, кто относит эти строки к преображению, несомненно, заблуждаются, так как в то время никакого видимого царства еще не было установлено”.
Поняли ли апостолы, что имел в виду Христос, говоря о царстве, которое придет в силе еще при их жизни? Нет, они точно так же не поняли это учение, как и Его заявления о создании церкви и Своем втором пришествии, — но семя было посажено.
НА ВЕРШИНЕ: ИИСУС ОБОДРЕН (Мф. 17:1-13; Мк. 9:2-13; Лк. 9:28-36)
В Евангелиях ничего не говорится о том, что происходило в течение следующих нескольких дней. Можно лишь представить растущее напряжение среди учеников, когда они старались примирить слова Иисуса с тем, чему их учили до сих пор. К концу этого периода Господь, вероятно, очень нуждался в том, чтобы взойти еще на одну вершину, что и произошло — в буквальном смысле.
На горе: Иисус подготовлен
“По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие” (Мф. 17:1-3).
Лука записал, о чем беседовали между собой Моисей, Илия и Христос: они “говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме” (Лк. 9:31). Вместо слова “исход” читайте “смерть”. Ученики никак не могли смириться с мыслью о предстоящей смерти Мессии, но эти ветхозаветные герои понимали, насколько необходима была Его смерть для всех верующих всех веков (Евр. 9:15).
Потрясенный увиденным и не зная, что сказать (Мк. 9:6), Петр выпалил: “Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии” (Мф. 17:4). И пока он говорил это, “облако светлое осенило их; и вот, голос из облака говорящий: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»” (Мф. 17:5). Когда голос умолк, они, “посмотрев вокруг, никого более с собой не видели, кроме одного Иисуса” (Мк. 9:8).
Это видение предназначалось ученикам: оно подтвердило исповедание, сделанное Петром, а также предсказание Господа о Его грядущей смерти в Иерусалиме. Оно требовало от апостолов, чтобы они “слушали Его”, что бы Он им ни говорил!
Это небывалое событие также предназначалось Иисусу. Пусть двенадцать не понимали важности Его смерти — зато это понимали Моисей и Илия. Пусть люди отвергали Его — зато не отверг Бог. Господь заговорил с небес во время крещения Христа, высказав одобрение Его тридцати лет подготовки. Теперь Он одобрил Его служение. Так небеса готовили Иисуса к предстоявшему Ему тяжкому испытанию.
Под горой: ученики смущены
“И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: «Никому не рассказывайте об этом видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых»” (Мф. 17:9). Сообщая о Своей грядущей смерти, Христос упоминал о воскресении (Мф. 16:21), но теперь это событие приобретало протяженность во времени. Ученики снова растерялись; они начали обсуждать друг с другом, “что значит: «воскреснуть из мертвых»” (Мк. 9:10). Поскольку Господь часто говорил притчами (Мф. 13:35), они, видимо, решили, что Он говорит фигурально.
Апостолы не попросили Иисуса объяснить, что значило “воскреснуть из мертвых”, но они спросили у Него о другом, что их тоже волновало. Они только что видели Илию, но пророк появился не в начале, а к концу служения Христа. Поэтому они спросили: “Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде!” (Мф. 17:10).
Христос уже подчеркивал, что исполнением пророчества о приходе Илии явилось служение Иоанна Крестителя (Мф. 11:14; Лк. 1:17), но появление самого Илии на вершине горы совсем запутало апостолов. Иисус снова объяснил, что Илия уже приходил (Мф. 17:12). “Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе” (Мф. 17:13).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спустившись к подножию горы, Христос немедленно оказался в очередной эмоциональной низине, на этот раз из-за того, что Его ученики не смогли исцелить молодого человека, одержимого бесом, (Мф. 17:14-16) но об этом мы поговорим в другой раз. Пока же давайте сделаем выводы из пройденного материала: во-первых, Господь понимает нас, когда мы испытываем эмоциональные взлеты и падения. Он тоже их испытывал. Во-вторых, даже если мы разочаровываем Господа, Он все равно продолжает любить нас. В этом уроке мы говорили о различных чувствах, которые мог испытывать Иисус, но преобладала среди них любовь. Даже когда ученики раздражали Его, Он все равно любил их. Впоследствии один из них напишет, что Он “до конца возлюбил их” (Ин. 13:1). Если это вас не утешает и не успокаивает, тогда вам ничто не поможет.
#иисус #христос #мессия #машиах #иисус христос #евангелие