БМ «Оплот». Реализация реверса для танков с БКП

1,4K прочитали

Одним из недостатков советских танков Т-64 и Т-72 с бортовыми коробками передач (БКП) считается наличие только одной передачи заднего хода (ЗХ), обеспечивающей движение со скоростью 4,2 км/ч.

Нередко этот недостаток представляется не как частный случай для машин с конкретной реализацией кинематики планетарных коробок, а органически присущим конструкциям с БКП.

Основной танк БМ «Оплот» на выставке IDEX 2013
Основной танк БМ «Оплот» на выставке IDEX 2013

Во времена создания первых танков с БКП, в 1950-60 гг., опыт и тактика применения советских средних танков не требовали обеспечения высокой скорости движения назад и реализации нескольких передач заднего хода. Поэтому при синтезе кинематической схемы БКП ограничились одной передачей ЗХ. Позднее такое решение было признано недостатком, а в современных условиях, когда развитие средств наблюдения позволяет обеспечить водителю хорошие условия наблюдения назад, высокие скорости ЗХ дают заметные преимущества на поле боя.

Кинематическая схема БКП Т-64 и Т-72
Кинематическая схема БКП Т-64 и Т-72

БКП включает в себя два узла — планетарную коробку передач (ПКП) и бортовой редуктор (БР). На схеме они обведены штрих-пунктирными линиями.

ПКП — сложная механическая конструкция, состоящая из сотен деталей, с гидравлическим включением шести фрикционных устройств и двух из них ещё и механическим. В случае изменения кинематической схемы ПКП для обеспечения нескольких передач заднего хода, что само по себе не самая простая задача, потребуется полностью изменить производственный цикл ПКП, а это существенные затраты. Можно было бы установить реверс до входа в ПКП (на танках типа Т-72 для этого подошел бы входной редуктор) и использовать передачи переднего хода для движения назад, но такое решение без изменения ПКП также невозможно, поскольку в них есть привод к масляным насосам. Последние, в случае реализации реверса до ПКП, начнут качать масло в обратную сторону, что приведет к выходу ПКП из строя.

БР — обычный планетарный понижающий редуктор сравнительно простой конструкции. Его изменение куда проще технически и существенно не затронет производственный процесс. Именно этот путь и выбрали конструкторы ХКБМ, введя новую реверсивную бортовую передачу для танков из линейки развития Т-80УД. В настоящее время это решение используется на основных танках БМ «Оплот».

Кинематическая схема БКП объекта 478ДУ4
Кинематическая схема БКП объекта 478ДУ4
Реверсивный бортовой редуктор с двумя планетарными рядами
Реверсивный бортовой редуктор с двумя планетарными рядами

Здесь в бортовой передаче используется два одинаковых планетарных ряда и подвижная каретка с гидравлическим включением, обеспечивающая блокировку попеременно двух зубчатых муфт на корпус. В один момент времени работает только один из двух планетарных рядов. Первый ряд является реверсивным, при блокировке его водила вращение эпициклической шестерни происходит в обратную сторону, второй ряд обеспечивает прямую передачу в режиме понижающего редуктора.

На схеме показано как работают планетарные ряды бортовой передачи в режиме реверса и редуктора.

Работа реверсивной бортовой передачи в режиме реверса и редуктора
Работа реверсивной бортовой передачи в режиме реверса и редуктора

Построим планы скоростей для бортовой передачи в режимах реверса и редуктора.

Планы скоростей в режиме реверса и редуктора
Планы скоростей в режиме реверса и редуктора

Синяя стрелка показывает окружную скорость на зубчатом венце солнечной шестерни, красная — выходного вала применительно к тому же радиусу. Из плана скоростей можно заметить, что реверсная скорость несколько выше. И в самом деле, по характеристикам БМ «Оплот» передаточное число бортовой передачи в режиме редуктора 4,8, а реверса — минус 3,8. Скорости движения назад на реверсе получаются в 1,26 раз выше, чем на тех же передачах вперед.

Для повышения безопасности движения на реверсе работают передачи не выше четвёртой, а максимальная скорость заднего хода составляет 32 км/ч.

Подобное решение подходит для модернизации имеющегося парка танков типа Т-64 и Т-72. При этом будут заменяться бортовые передачи, возможно с ведущими колёсами, и для обеспечения переключения зубчатой муфты в бортовой передаче потребуется соответствующая доработка механической и гидравлической части приводов управления БКП.

Автор: В. Чобиток, иллюстрации автора