Найти в Дзене
Раздатчик

В России отказались от экранопланов. Зачем они понадобились Пентагону? (часть первая)

На заре эры воздухоплавания, конструкторы столкнулись с эффектом увеличения подъемной силы крыла при полете на небольшой высоте. Само явление получило название "граунд" или экранный эффект. Тогда же, появились и первые попытки создания низколетящих летательных аппаратов - экранопланов.

Самые масштабные работы в этом направлении проводились в СССР, во второй половине ХХ века. Был даже запущен в серийное производство "Орленок". Правда, всего в количестве пяти экземпляров.

Апофеозом бума развития отрасли "экраноплано-строения" стал "Каспийский монстр". Так прозвали на Западе гигантский экраноплан "Лунь", оснащенный шестью пусковыми установками противокорабельных ракет "Москит".

Огромные размеры и устрашающий вид, абсолютно новой платформы для размещения вооружений - это все преимущества "Монстра". Единственный из, запланированной серии, "Лунь", до сих пор существует и должен стать экспонатом парка "Патриот" в Дербенте.

Точку над перспективами экранопланов поставило Министерство обороны РФ в 2011 году вот такой резолюцией:

Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий.

В советских разработках, гибрид корабля и самолета имел недостатки и того и другого, при отсутствии каких-либо серьезных преимуществ.

-2

Самым главным была необходимость обустройства специальных пунктов для техобслуживания. Ни аэродромы, ни корабельные базы не подходили. Даже управление требовало особых навыков.

Кроме того, эксплуатация экраноплана сильно зависела от погоды. Волнение в 4 балла уже было критично. А ведь метеоусловия в точке прилета и отлета могут отличаться, особенно, на больших расстояниях. Преодолев 2000 км, машина не сможет приводниться из-за небольшого шторма.

С точки зрения экономичности тоже возникали вопросы.

Самолеты не случайно пользуются коридором от 8 до 11 километров. Здесь сохраняются оптимальные пропорции соотношения сопротивления воздуха и прочности конструкции. А это экономия топлива, влияющая на себестоимость полета. Экраноплан летит низко, в самых плотных слоях атмосферы. Керосина надо в разы больше, чтобы преодолеть сопротивление воздуха. Доставка условной тонны груза значительно дешевле и быстрее воздушным транспортом. Про сравнение с себестоимостью перевозок судами, вообще, говорить не приходиться.

Кроме того, на экраноплане устанавливались разгонные двигатели, совершенно бесполезные во время полета.

В России отказались от экранопланов. Зачем они понадобились Пентагону? (часть вторая)

Больше новостей читайте на сайте "Футшток"