Текст: Николай Марков, Денис Дементьев
АООТ «Киномеханический завод» / Волгоград
В 1980-е годы это предприятие, входившее в систему Госкино РСФСР, производило мастерские, автофильмовозки и передвижные кабинеты по технике безопасности на шасси грузовиков ГАЗ, а также передвижные кинотеатры на шасси полуприцепов. С приходом рыночной экономики на предприятии попробовали делать грузовые и грузопассажирские фургоны на шасси УАЗ-3303. А с апреля 1995 года освоили также изготовление цельнометаллических фургонов на «газелевских» шасси. Сугубо грузовая версия называлась ГФ-3302, а грузопассажирская с частично остекленным кузовом и числом мест 8+1 получила обозначение ГП-3302.
Волгоградские барбухайки были настолько суровы внешне, что больше походили на гаражную самоделку, нежели на изделие промышленного производства. А потому после 1995 года, конечно, не смогли составить ни малейшей конкуренции машинам аналогичного назначения, выпускавшимся на иных предприятиях. Тем не менее, встречались они и за пределами родного региона. Примером чему – фургон на фотографиях к этому разделу, который еще новым попал в Тулу.
ООО ПКФ «Луидор» / Нижний Новгород
В 2010 году это предприятие было выбрано Группой ГАЗ как генподрядчик по выпуску маршрутных такси из семейства ГАЗель Бизнес. В распоряжении фирмы имелись две производственные площадки – в Нижнем Новгороде и в Балахне (бывший сборочный цех недавно обанкротившейся компании «Самотлор-НН»). Основная модель, получившая обозначение ЛУИДОР-225000, представляла собой «маршрутку» на 14 пассажиров. Она стала переосмыслением заводской «маршрутки» ГАЗ-322133 начала 2000-х годов с узкой распашной дверью и высокой пластиковой крышей, позволявшей пассажирам ходить по салону в полный рост. Однако проезд в этой машине стоя по-прежнему был запрещен.
Сертификацию «маршрутки» ЛУИДОР-225000 прошли в марте 2011 года, тогда же началось серийное производство на балахнинской площадке (WMI-код производителя – Z7C). Под переделку ГАЗ поставлял самоходные машинокомплекты автобусов: без крыши, сдвижной двери и какой-либо внутренней отделки, но уже с ABS в приводе тормозов.
Со временем в линейке машин типа ЛУИДОР-2250 появились и другие модификации: автобусы для туристических и служебных перевозок, автомобили медслужбы и скорой медпомощи разных классов (2250А, 2250В, 2250С), автобусы для ритуальных услуг (2250F), автобусы для перевозки инвалидов (2250D), автозаки (2250Н), лаборатории и мобильные офисы (2250Е), штабные (2250К), аварийно-спасательные (2250L), школьные автобусы (2250М). Они могли иметь разные варианты высоты крыши, разные базовые шасси (с колесной формулой 4х2 или 4х4), разное исполнение двери салона (распашная или сдвижная).
Производство маршрутных такси и служебных автобусов на базе ГАЗели Бизнес завершилось в 2020 году, прочие версии пока еще остаются доступными к заказу, однако их массовый выпуск уже не ведется.
ООО «Луидор-Тюнинг» / Нижний Новгород
Еще одно предприятие из холдинга «Луидор» с производственной базой в Нижнем Новгороде. Имеет WMI-код Z78. На базе фургонов типа ГАЗ-2752 и ГАЗ-2705 компания выпускала широкую гамму спецавтомобилей серии 3009 (лаборатории, оперативные машины, автолавки и т.д.), а также ритуальные автобусы. Некоторые модификации получали высокую пластиковую крышу и распашную дверь салона.
17-й Львовский ремонтно-механический завод Минобороны Украины (в/ч 1565) / Львов (Украина)
В конце 1990-х группой инженеров, покинувших институт Укравтобуспром, во Львове была основана собственная компания – ООО «Инжиниринговая фирма “Авто-Инвест-Проект”». Одной из первых работ этого коллектива стал проект микроавтобуса Борсук А-043 на шасси ГАЗель с оригинальным металлопластиковым кузовом со вклеенными боковыми окнами и просторным салоном высотой 1850 мм, оснащенным системой принудительной вентиляции. Микроавтобус был рассчитан на перевозку 14 пассажиров, 12 из которых располагались в салоне, а еще два – в кабине рядом с водителем, и имел два багажных отделения суммарной емкостью около 2 кубометров (в корме с доступом через люк в задней стенке и в антресоли над кабиной).
Производственную площадку для практической реализации проекта предоставил Львовский РМЗ, основным профилем деятельности которого на тот момент являлись модернизация и ремонт танков серий Т-55, Т-64 и Т-72, а также их переоборудование в инженерные машины. В период 1999-2000 годов было собрано не менее 22 микроавтобусов.
ОАО «Мордовский завод дорожных машин» / дер. Большая Елховка (Республика Мордовия)
В 1995–1997 годах на заводе была построена партия из нескольких десятков грузопассажирских машин ЭД-304М на шасси ГАЗ-3302 для дорожной службы, оснащенных оригинальными остекленными кузовами фургонного типа. В изолированном от кабины салоне предусматривались места для четырех рабочих и большая площадка для размещения инструмента и специального инвентаря. В дальнейшем в производственной программе завода МЗДМ им на смену пришли машины дорожной службы, построенные на базе стандартных фургонов ГАЗ-2705. Стоит отметить, что под тем же самым обозначением в первой половине 1990-х заводом производились машины аналогичного назначения на шасси УАЗ-3303, а в 1980-х – даже на базе фургонов ЕрАЗ-762В.
ОАО «Новоорский опытно-экспериментальный механический завод» / пос. Новоорск (Оренбургская обл.). Филиал – АОЗТ «Терминал» / Гай (Оренбургская обл.)
В период 1995–1997 годов в Новоорске, где еще с советских времен выпускали пассажирские и специальные автомобили на шасси грузовиков ГАЗ-3307 и УАЗ-3303 по документации псковского НПО «Гидроимпульс», освоили изготовление двух вариантов грузопассажирских ГАЗелей с 7-местными кабинами. Пикап с открытой грузовой платформой или тентом обозначался как СТГ-05 (аббревиатура расшифровывается как «средство транспортное на шасси ГАЗ»), а фургон с закрытым однообъемным кузовом – СТГ-05-01.
Когда спрос на эту продукцию стал снижаться, завод перешел на производство прицепов различного назначения, а также различных киосков, павильонов и мобильных зданий.
АООТ «Омский автобусный завод» / Омск
До середины 1990-х годов прошлого столетия предприятие, именовавшееся ранее Омский АРЗ № 1, специализировалось на изготовлении вахтовых автобусов и ремонтных «летучек» на шасси среднетоннажных грузовых автомобилей ГАЗ. К концу 1995 года Омским автобусным заводом были разработаны грузопассажирские автомобили на базе изотермических грузовых фургонов серии 27311 с очень простыми кузовами: без колесных арок, с двумя одностворчатыми дверьми (справа и сзади) и узкими окнами в боковых стенках. Их мелкосерийный выпуск продолжался до 1997 года. Общий тираж омских «вахтовок» на «газелевских» шасси составил порядка 30 единиц, в число которых помимо базовой 6-местной версии попали машины в исполнении «ритуальный автобус» и «передвижная ремонтная мастерская».
Продолжение (часть 7) лежит ТУТ! Предыдущую (пятую) часть статьи о ГАЗелях-барбухайках читайте ЗДЕСЬ!