Найти тему
Подумалось мне часом

От сутенеров к нобелевским лауреатам

Почти сразу после того, как Россия отказалась от Калифорнии, там нашли золото. О жизни золотоискателей рассказывает книга Лилиан Крете.

В середине 19 века Калифорния, названная «золотым штатом» отнюдь не из-за богатства, а из-за преобладающего желтого цвета, была никому особо не нужна — к середине столетия там насчитывалось меньше 14 тысяч жителей. Через несколько лет на эту мгновенно ставшую благословенной землю люди со всего мира, от Китая до Гавайев будут рваться чуть ли не вплавь. А как иначе? «Сакраменто – край богатый, золото гребут лопатой». Еще через почти сто шестьдесят лет Лилиан Крете напишет об этом книгу «Повседневная жизнь Калифорнии во времена «золотой лихорадки».

Обиднее всего, думается, было русским и мексиканцам. Как вы помните, великий бросок русских на Восток был столь могуч, что, набрав инерцию на пути «встречь солнцу», мы, освоив Сибирь, даже не подумали остановиться на берегу Тихого океана, а перемахнули дальше, в Америку. И, как опять-таки всем известно, притормозили мы только в той самой Калифорнии, и финальной точкой двухвекового забега стал острог, обычно именуемый «Форт-Росс». К середине 19 века такая растянутость империи начала нас смущать, и свои калифорнийские владения мы продали деятельной личности по фамилии Саттер. Между прочим, этот немец, приехавший в Америку в сопровождении нескольких приятелей и любовницы, но без гроша в кармане, по своей бундесовской бережливости денег за Форт-Росс нам так и не заплатил.

Но в историю он вошел не этим. Буквально через несколько лет его осенила идея построить лесопилку, и во время проведения земляных работ на его земле было найдено золото. Случилось это в январе 1848 года. Ровно через неделю после находки, пока ушлый Саттер, держа язык за зубами, быстренько оформлял с индейцами договор аренды на близлежащие земли, а убежавшие с лесопилки рабочие выколупывали из земли самородки, США и Мексика подписали Гваделупо-Идальгский договор, по которому Мексика уступала Штатам Калифорнию за 15 миллионов долларов. Эти деньги заплатили, но мексиканцам, думается, было не легче.

Так началась эта история, которая по накалу, динамике и кипению страстей даст фору многим выдуманным «головокружительным приключениям».

Книга Лилиан Крете хороша тем, что показывает «калифорнийское безумие» во всем его разнообразии, от цен и сервиса в публичных домах до этнографии индейских племен.

-2

Подробности эти, думается, доставят читателям немало удовольствия, уж чего-чего, а живописных деталей было — хоть отбавляй. Голодранцы, за пару месяцев обеспечивающие состояние всем своим потомкам, вскружили головы всем. Итог — аристократки, вынужденные брать в изнеженные, унизанные кольцами руки метлу, – все слуги удрали мыть золото. Брошенный военный корабль «Анита» — нижние чины, плюнув на присягу, подались на прииски, а за ними, чуть помешкав, последовали офицеры. Пароход «Калифорния», вышедший из Нью-Йорка еще до лихорадки с шестью пассажирами на борту. Обезумевшая толпа догнала его на Панамском перешейке и на борт вколотилось полтысячи пассажиров при вместимости в 210.

Пестрая толпа, состоявшая из американцев, англичан, немцев, французов, ирландцев, чилийцев, перуанцев, китайцев, мексиканцев и прочих буквально осаждала Калифорнию. Подтянулись даже австралийские каторжники. Быт этого мгновенно образовавшегося Вавилона поражал своей экзотикой. Калифорния того времени могла похвастаться городами, состоящими из брезентовых палаток, где не было ни одной церкви, но в барах с парусиновой крышей можно было найти любую выпивку – от агаурдиенте до абсента. Зданием суда служило одно из немногих капитальных зданий в городе – вытащенное на берег судно, брошенное командой.

-3

В казино играли «стеклом» — перед игроками и крупье стояла батарея сосудов, от объемных фужеров до ликерных рюмочек и для ставки тара нужного объема просто наполнялась золотым песком, который срезался по ободу картой.

Начальника полиции в чине генерала без затей убил на улице известный сутенер за то, что тот в театре пренебрежительно ответил его постоянной любовнице. Сыны Поднебесной империи устраивали внутренние разборки, которые из-за своих масштабов получили название «китайские войны». Так, в битве между братствами «Сем Юп» и «Ян Вос» принимали участие тысячи людей.

Все эти картины массового безумия поражают. Но, пожалуй, главное достоинство книги в том, что Крете не ограничивается описанием, а пытается разобраться: как же это безбашенное пестрое воинство создало ту Калифорнию, где сейчас нобелевских лауреатов больше, чем было шерифов накануне «лихорадки».

Лилиан Крете. «Повседневная жизнь Калифорнии во времена «золотой лихорадки». М., «Молодая гвардия», 2004.

Из цикла "Старые рецензии на старые книги", написано 28 августа 2004 г.

____________

Если вы любите историю, можете почитать мою книгу Двинулись земли низы. Том 1. Двадцатые - https://author.today/reader/99947/793448

После страшной междоусобной войны пятеро 20-летних мальчишек-ветеранов, выживших в кровавой купели, встретились в стенах первой Академии новой Империи. Они пришли сюда научиться чему-нибудь, кроме как убивать. И это у них получилось.

Роман-мозаика в лицах о пятерых юношах, живших в одной комнате общежития Московской горной академии в двадцатые годы двадцатого века.

-4

Если вам понравится - я буду очень рад.