Человек - существо социальное, в одиночку он не выживает. Поэтому во многих успешных и высокопроизводительных командах одной из составляющих успеха является благоприятный, психологически безопасный климат . Что такое психологическая безопасность? Это, в первую очередь, отсутствие страха, уверенность человека в том, что ему не грозит наказание, унижение, что его слышат и уважают коллеги и менеджмент.
Что может сделать руководитель, чтобы создать психологически безопасную среду для своей команды?
️Строить коммуникацию на основе честности и открытости и подавать в этом пример как лидер;
️Не закрывать глаза на ошибки, но создать такую культуру взаимодействия, при которой люди считают ошибки нормальной частью любого труда и не боятся их совершать. Это требует терпения и «правильного» отношения руководителя и к своим ошибкам тоже;
️Культивировать доверие внутри команды, на всех уровнях. Доверие не строится мгновенно, для этого недостаточно одного честного/хорошего/интересного разговора. Доверие также нельзя построить искусственно, одними декларациями, - оно может быть только искренним и настоящим, и очень важно, чтобы руководитель умел в первую очередь сам доверять своим сотрудникам;
️Искренне интересовать не только работой и рабочими результатами, но и жизнью, личными обстоятельствами своих сотрудников. У каждого человека есть свои личные обстоятельства, и если босс эти обстоятельства понимает, принимает и учитывает в своих решениях, - это уже совсем другой уровень отношений в команде и другой уровень лояльности и вовлеченности.
Логически возникает вопрос: а как при этом не посадить сотрудников себе на шею? Одновременно легко и просто: быть самому примером доверия и уважения, но при этом не спускать проявления нахальства, основанного на надежде безнаказанности. Безнаказанность и уважение - это совсем не синонимы.
Лично я сторонница "трех проявлений" - именно с третьего проявления можно говорить о системе чего бы то ни было. Первый раз случайность, второй - совпадение, третий - уже закономерность. Поэтому первую попытку проверить меня на прочность я, обычно, спускаю на тормозах, придерживаясь презумпции невиновности, но в голове ставлю галочку: к этому человеку нужно присмотреться. И когда он повторяет попытку второй раз, я открытым текстом говорю: "Помнишь, у нас уже был такой случай? О чем мы тогда договорились?"
Обычно этого бывает достаточно. Если же человек не понимает, то тогда о доверии речь идти не может, мы усаживаемся где-нибудь в кафе и обсуждаем, что происходит.