Найти тему
Чердак Умной Эльзы

Первый «Мурзилка»

В книге рекордов Гиннеса «Мурзилке» отведено почетное место издания для детей с самым длительным сроком существования. Как и «Пионер», «Мурзилка» начал выходить с 1924 года, только предназначался он тогда для самых младших – от 4 до 7 лет. Был тогда Мурзилка не пушистым желтым существом в залихватском красном берете, а собачкой.

Да-да, вот той самой, что на обложке. Рассказ про весёлого щенка открывал журнал, и это действительно хороший рассказ для детей.

Жучка старательно вылизала всех троих щенят, и - и они стали такие гладенькие, аккуратные. Но с четвертым щенком дело у нее не ладилось. Весь он был какой-то лохматый, шершавый; на мордочке у него шерсть торчала вроде стариковской бороды; одно ухо висело вниз, другое—было поднято вверх.
Да и не давался он Жучке, — юлит, вертится вокруг; то в нос ее лизнет, то за хвост уцепится.
И в кого ты уродился такой! — сказала с досадой Жучка. — Тяф! — тяфкнул щенок, напряг все силы и выскочил из ящика. — Ай, ай, ай! Какой простор! Как велик белый свет! Гораздо больше нашего ящика!
Мурзилка сбежал из ящика. https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/45954#page/0/mode/2up
Мурзилка сбежал из ящика. https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/45954#page/0/mode/2up
Уж эти задние ноги! Так и забегают вперед. Поневоле приходится бежать боком. Боком, боком; и налетел на чьи-то огромные ноги в сапогах. Ноги двигались, — и он запрыгал вокруг них от радости. — Тяф, тяф, тяф!.. И тут ноги остановились, и чьи-то руки под­няли щенка высоко-высоко над землей. ’ — Вот так песик! И шустрый же! Мурзилка да и только!..
-3

Имя щенку дал слесарь Степан, и погладил, и потрепал по спинке, а Мурзилка, захлёбываясь от восторга, побежал знакомиться с миром дальше, ведь вокруг все были такие хорошие и добрые! И вон тот, незнакомый в толстой серой шубе, что сидит на крыльце, тоже, наверно добрый…

С серым не задалось, Мурзилка получил лапой по носу, но побежал дальше, тут же забыв про кота.

Да тут на дворе злой гусак напал на маленького человека – только Мурзилка залаял, стал отгонять гусака, а тут и Степан подоспел:

— Что, брат, Петька, попало? — сказал слесарь Степан. — Зачем гусака дразнил? Спасибо, Мурзилка тебя выручил! Ну, да и пес же! Мал да удал!.. А Петька уж улыбается во весь рот, ковыляет к Мурзилке и руки к нему протягивает. Полный восторга ринулся Мурзилка к нему. — Тяф, тяф, тяф!.. Облизал ему и нос, и щеки, и глаза... Надо же познакомиться хорошенько! — Батя! А батя! Моя это собачка? Моя? — Твоя, Петька! Возись с ней. Добрый пес будет. Изо всех щенков такой удалец вышел! Тяф, тяф, тяф! лает Мурзилка, —Петька мой, и я Петькин. На что лучше!.. Ах, как хорошо жить на свете!..

Картинки, конечно, в узнаваемом стиле 20-х, на современный взгляд, может быть, несколько странном, но – эстетика 20-х рекомендовала уходить от красивостей и излишней умилительности. А экспрессии в рисунках хватает – листайте галерею.

Следующий рассказ – «Ванюшкино счастье». Очень доходчивый такой рассказ про то, что добро должно быть деятельным, и в силах ребят сделать счастливыми хотя бы двух человек – и это уже немало. А рассказ такой… очень для двадцатых реалистичный. Ребята из детского дома сталкиваются с человеческим горем:

Сегодня прачка Матрена принесла белье в детский дом. Пришла, села и заплакала. Спрашивают дети, что с ней? — Да вот, — говорит, — живу впроголодь. И целый день на работе. А Ванюшка мой — без меня — вовсе пропадает. Либо дома сидит, — скучает, либо по улице бродит, балуется. Да тоже с голоду иной раз плачет-ревет. А где же мне его прокормить? Ушла Матрена, — и ребята были в ужасе.
— Нам-то хорошо здесь. А ему каково!.. — Его бы к нам, сюда. Вот бы хорошо было!
— Давайте, приведем его. Ведь он — напротив живет!..
— Да его не пустят сюда. Анна Михайловна рассердится. Что же делать-то?

И самый старший из ребят, Вася-Горбунок придумывает написать в МОНО – Московский отдел народного образования. (Кстати, вполне была реальная организация – занималась и школами, и ликвидацией неграмотности, и беспризорностью).

„Товарищ Моно. Как у Матрены Ванюшка в беспризорных ходит, и есть им нечего, и мы желаем — Ванюшка пускай у нас живет. Беспременно это надо. Матрена говорит,— на улице Ванюшка пропадет. Ну, он не пропадет у нас. Все оченно просят вас, товарищ Моно, чтобы Ванюшку к нам определить, ему есть нечего. Как нынче день работницы, а она, Матрена, работница. И вы нам это устройте. Дети детского Дома.
Кончил. Встал. Прочел. — Подписывай, ребята!.. Тут возня пошла. Друг у друга карандаш вырывают, ставят—кто одну букву, кто имя каракулями... Вася-Горбунок в конце расчеркнулся: «Писал Вася-Горбунок бывший беспризорный».

А через неделю Матрена уже пришла в детский дом с Ванюшкой. И пусть вас не коробит то, что мать привела ребенка в детский дом: там – кормили. Для 20-х это было уже счастьем. И его умели ценить.

Есть в «Мурзилке» рассказы и сказки совершенно не политизированные – про зайцев, про ледяные сосульки, про петушка и курочек, про путешествия семечка. Немножко познавательные, немножко смешные – думаю, некоторые было бы интересно почитать и современному ребенку.

А есть вполне себе политически верные истории – вот, например, про Первое мая. Журнал как раз в мае вышел. Смотрите, какой чудный ребенок с флагом в вязаном костюмчике! Пришел на демонстрацию с родителями.

https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/45954#page/0/mode/2up
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/45954#page/0/mode/2up

Рассказ, конечно, чуден атмосферой советских праздников. (Но - опять, судя по всему, речь о ребятах из детского дома. Не очень похоже на школу). Ах, какие бытовые детали в рассказе! вот вы, например, знали, что буквы на плакатах иногда не рисовали, а нашивали? Ну что ещё могли написать на своем плакате дети? Конечно, главный лозунг молодой советской республики - "Дети - цветы жизни!"

А какой дивный диалог у ребят:

— А я, знаете, что слышала,—говорит одна из девочек,—будто грузовики 1 мая будут ездить, и на них ряженые. Тут и такая уродина, жирная, противная—Капитал, что душит всех. Тут тебе и рабочий. И вот они будто борятся. И потом рабо­чий—хвать его за горло и повалит.
— А то сказывают, Крокодил еще с вилами ездить будет,—перебивает рассказчицу малыш.—И где что неправда,—он вилами в бок.
— А я бы вот что устроила,—говорит задум­чиво самая тихая и серьезная, Настя.—Я бы нас всех цветами нарядила. Все—наши луговые, род­ные. И песни бы нам петь. То-то хорошо было бы!.

(Про "Крокодила" тоже непременно напишу, "Крокодил" и СССР нерасторжимы)))

Журнал, конечно, детский - но всё по-взрослому. Во взрослых изданиях пишут рабкоры (рабочие корреспонденты), а в "Мурзилке" - зверкоры: Ворон Кра и Белочка Чок, а секретарь - Мышонок Пик. Главная задача зверкоров - чтобы больше было в журнале интересного из жизни зверушек.

А вот и самодельные игрушки, как значилось в журнале "из бросового материала":

https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/45954#page/0/mode/2up
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/45954#page/0/mode/2up

А вот аппликация - слово тогда, видно, было не в ходу, а может упростили для маленьких читателей и назвали это "рисунками из цветной бумаги":

https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/45954#page/0/mode/2up
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/45954#page/0/mode/2up

Но цветная бумага была не самым популярным товаром, да и денег стоила. Думаю, что в село, в "Потребкооперацию" её тоже не завозили. И читателям предлагают изготовить её самому:

Если нет цветной бумаги под руками, ее можно изготовить са­мому. Купите обыкновенных сухих клеевых красок:—красной, синей, желтой, зеленой, фиолетово», чер­ ной, коричневой, белой (белила).
Краски надо хорошенько ра­стереть в фарфоровой ступке. За­тем развести жидко столярный клей, и, но мере надобности, в этом клею разводится та или иная краска. Для окрашивания бумаги—бе­рут плоскую щетинную кисть. Сперва бумагу прокрашивают чистым цветом каждой краски, по­том к каждой краске можно под­бавить белил и снова прокрасить бумагу, тогда у вас получатся более светлые топа. Бумага годится—газетная или из старых ненужных журналов; бу­мага прокрашивается ровно, соч­но, но не жидко. Когда краска высохнет,—про­ тереть ее тряпкой и затем таль­ком. Тогда бумага будет слегка глянцевитой. Клей можно приготовлять и из картофельной или ржаной муки.

Сложновато для нас, избалованных обилием канцелярских товаров...

А журнал от 20 тысяч экземпляров первого журнала дорос к началу 30-х до 300 тысяч. Подписывались, конечно, в основном библиотеки, клубы, детские сады и детские дома. Но число подписчиков росло и росло - цена журнала была невелика - на три месяца подписка с доставкой - опять деталь исключительно из 20-х - 50 копеек золотом.

Наверно, не было ни одного советского ребенка, что не читал бы "Мурзилку". А вы - читали? Были подписчиками?

Интересно? Почитайте про другой детский журнал:

"Самый первый "Пионер"

Если же вас интересуют 20-е годы, вот вам другая статья -

"Быть красивой женщиной нового времени: читаем книгу "Красота женщины и быт" 1927 года"

Подписывайтесь и оставайтесь с Умной Эльзой, которая продолжает изыскания на Чердаке истории!

#детские журналы #ссср #мурзилка #детство #20-е годы