Мы во многих публикациях рассматривали нуар с точки зрения обязательных для мрачного жанра персонажей (ампула). При этом отмечали, что современный российский нуар фактически не знает (в отличие от криминальных лент советского времени) ярко выраженной «роковой красотки».
Рус-нуар явление сугубо мужское, даже в объективном отношении. Он не только востребован у мужчин, но и держится на мужских персонажах. Ярче всего это видно в фильме «Завод» (2018) Юрия Быкова. А что это означает? Что фатальное действующее лицо, в западном искусстве обычно представленное злокозненной красоткой, в «наших условиях» должно быть мужским персонажем.
В этом нет ничего предосудительного или какого-либо намека на пресловутую «перемену ролей». Есть даже отсылки к бессмертной русской классике. Скучающий персонаж, который в итоге провоцирует трагедии, есть в «Евгении Онегине», «Герое нашего времени», «Бесах» Достоевского (вспоминайте Николая Ставрогина).
Хотя в данном случае мы всё-таки обратимся к творчеству Лермонтова. Тем более что не раз отмечали, что «Героя нашего времени» очень легко переделать в криминальное произведение и что при необходимости можно сделать нуар-экранизацию. Опять же в данном случае надо учитывать, что слово «герой» использовано не в смысле «героического человека», а как «персонаж». Прибегая к синонимам, можно было назвать произведение «Действующее лицо современности».
У «Героя» очень много общего с нуаром. Во-первых, сюжет не совпадает с фабулой, то есть события изложены совершенно не в хронологическом порядке. При прочтении повести мы не знаете, с чего все началось (контрабандисты Тамани) и не ведаете, чем всё закончится (смерть Печорина на пути из Персии). Вторым схожим моментом является главный герой - «лишний человек».
Он не находит себя в жизни, а потому тяготится скукой. Опять же очень похоже на некоторых из литературных сыщиков, которые страдали без дела. В данном случае попытка найти себя сведена к избавлению от тоски, что в итоге ведет к смертям. Гибнет горский князь, убита Бэлла, застрелен Грушницкий, фактически обречен слепой мальчик и т.д.
Едва ли не главная кино-песня от экс-символа панк-рока
Печорин выступает как некая демоническая фигура, склонная к манипулированию, что и ведет к трагедиям. Именно по этой причине его можно полагать homme fatal, «роковым мужчиной», неким порождением мятущегося разума. Оттого ему противопоставлен не какой-то конкретный герой, а природа, как естественная среда.
Гормонально-психологический триллер с пропавшей героиней Евы Грин
Именно поэтому контрабандистов Тамани автор назвал «честными». Ибо они есть естественное порождение среды, почти элементальное явление, связанные с водой (как одним из ключевых элементов). В то же самое время частью природы является Бэлла (в большей степени соотносимся в «воздухом»). Вырванная из своей среды она обречена. Не случайно, как бы заложена мысль, что после смерти она превратилась в цветочный куст.