Найти в Дзене
НУАР-NOIR

«Роковой мужчина» как ампула для русского нуара

Мы во многих публикациях рассматривали нуар с точки зрения обязательных для мрачного жанра персонажей (ампула). При этом отмечали, что современный российский нуар фактически не знает (в отличие от криминальных лент советского времени) ярко выраженной «роковой красотки».

Кадр из фильма «Герой нашего времени»  (1966)
Кадр из фильма «Герой нашего времени» (1966)

Рус-нуар явление сугубо мужское, даже в объективном отношении. Он не только востребован у мужчин, но и держится на мужских персонажах. Ярче всего это видно в фильме «Завод» (2018) Юрия Быкова. А что это означает? Что фатальное действующее лицо, в западном искусстве обычно представленное злокозненной красоткой, в «наших условиях» должно быть мужским персонажем.

-3

В этом нет ничего предосудительного или какого-либо намека на пресловутую «перемену ролей». Есть даже отсылки к бессмертной русской классике. Скучающий персонаж, который в итоге провоцирует трагедии, есть в «Евгении Онегине», «Герое нашего времени», «Бесах» Достоевского (вспоминайте Николая Ставрогина).

-4

Хотя в данном случае мы всё-таки обратимся к творчеству Лермонтова. Тем более что не раз отмечали, что «Героя нашего времени» очень легко переделать в криминальное произведение и что при необходимости можно сделать нуар-экранизацию. Опять же в данном случае надо учитывать, что слово «герой» использовано не в смысле «героического человека», а как «персонаж». Прибегая к синонимам, можно было назвать произведение «Действующее лицо современности».

Кадр из фильма «Герой нашего времени»  (1966)
Кадр из фильма «Герой нашего времени» (1966)

У «Героя» очень много общего с нуаром. Во-первых, сюжет не совпадает с фабулой, то есть события изложены совершенно не в хронологическом порядке. При прочтении повести мы не знаете, с чего все началось (контрабандисты Тамани) и не ведаете, чем всё закончится (смерть Печорина на пути из Персии). Вторым схожим моментом является главный герой - «лишний человек».

Кадр из фильма «Герой нашего времени»  (1966)
Кадр из фильма «Герой нашего времени» (1966)

Он не находит себя в жизни, а потому тяготится скукой. Опять же очень похоже на некоторых из литературных сыщиков, которые страдали без дела. В данном случае попытка найти себя сведена к избавлению от тоски, что в итоге ведет к смертям. Гибнет горский князь, убита Бэлла, застрелен Грушницкий, фактически обречен слепой мальчик и т.д.

Кадр из фильма «Герой нашего времени»  (1966)
Кадр из фильма «Герой нашего времени» (1966)

Едва ли не главная кино-песня от экс-символа панк-рока

Печорин выступает как некая демоническая фигура, склонная к манипулированию, что и ведет к трагедиям. Именно по этой причине его можно полагать homme fatal, «роковым мужчиной», неким порождением мятущегося разума. Оттого ему противопоставлен не какой-то конкретный герой, а природа, как естественная среда.

Кадр из фильма «Герой нашего времени»  (1966)
Кадр из фильма «Герой нашего времени» (1966)

Гормонально-психологический триллер с пропавшей героиней Евы Грин

Именно поэтому контрабандистов Тамани автор назвал «честными». Ибо они есть естественное порождение среды, почти элементальное явление, связанные с водой (как одним из ключевых элементов). В то же самое время частью природы является Бэлла (в большей степени соотносимся в «воздухом»). Вырванная из своей среды она обречена. Не случайно, как бы заложена мысль, что после смерти она превратилась в цветочный куст.