Рассказ настоятельницы женской обители Рождества Богородицы в Панораме близ города Салоники игуменьи Филофеи (Мисиры) о своем духовнике и основателе монастыря архимандрите Симеоне (Крайопулосе).
Архимандрит Симеон родился в 1926 году в благочестивой семье. С детства любил учиться и хотел знать истину о всем. Окончил богословский факультет в Салониках, а затем учился психологии в Страсбурге. Интересовался астрономией, физикой, садоводством. Считал, что духовник должен знать о многом, чтобы лучше понимать людей. В 1954 году принял монашеский постриг. Основал мужскую и женскую монашеские общины в Панораме близ Салоник. Был известным духовником, принимал и исповедовал множество людей, регулярно проводил духовные беседы на протяжении многих лет.
Был очень строг к себе: строго постился, мало спал. В духовной жизни подчеркивал важность самопознания, послушания и полного доверия воле Божией. Отошел ко Господу в 2015 году.
– Матушка Филофея, когда Вы познакомились с отцом Симеоном?
– Я его знала с 19 лет. Монахинями мы стали намного позже, когда основали обитель. Как духовный наставник отец Симеон нас устраивал во всем, и мы никого другого никогда не искали. Хотя он не позволял нам никакой психологической зависимости. Держал «святое» расстояние. Не давал нам прилепиться. Он внушал благоговейный трепет. Каждый раз, когда я звонила в дверь и заходила к нему, у меня было ощущение, что я вижу его в первый раз. Невозможно было к нему привыкнуть. В плохом смысле. Никаких шуток, никакой фамильярности. Он считал великим грехом использование духовного чада в своих интересах. Считал, что духовнику нужно быть очень осторожным с этим.
– Несмотря на это «святое» расстояние, вы все-таки ощущали его любовь?
– Безусловно. Он окутывал нас любовью, хотя внешне этого не выказывал, но она была очень глубокой. Тут же замечал, если нам было плохо. Был очень внимательным.
– А строгость как проявлял?
– Мог быть и строгим. Но он не метал громы и молнии – было достаточно двух его слов, а иногда и одного его взгляда.
– Было ли у него чувство юмора?
– Юмор? У него было чувство духовного юмора. Я никогда не слышала, чтобы он сказал что-то непотребное. Но он был оптимистом. Любил природу, звезды, животных. И всегда проводил духовные параллели. Например, стриг дерево и говорил, что вот так же нужно обрабатывать и душу.
– Если говорить о его духовном портрете, была ли у него какая-то отличительная черта?
– На столе у отца Симеона всегда лежала бумажка, на которой было написано три слова: «Смирение, незаметность, молчание». Когда мы думали, что написать на его надгробной плите, вспомнили про эту бумажку и поняли, что ничто лучше его не характеризует. Так что написали именно эти слова.
– Замечательные слова. Но если ты по своей природе не можешь быть незаметным? Одни люди тихие и спокойные от рождения, а у других живой характер. Так что, если они будут стараться молчать, в какой-то момент не выдержат.
– Те, кто по своей природе тихие и хорошие, не ощущают необходимости в духовной борьбе. Отец Симеон говорил, что им трудно спастись. Но тот, у кого плохой характер, чувствует, что нужно что-то изменить. Ему придется сложно, но получится. Во Христе.
Только часто, к сожалению, мы не боремся во Христе, а стараемся все делать сами. Отец Симеон очень жалел людей, у которых много талантов, потому что они надеются на себя и им трудно смириться. Но без Бога невозможно ничего. Нужно дать зеленый свет Христу через смирение и молитву.
– Смириться тоже очень трудно.
– Трудно без Бога. А с Богом ты поднимаешь десять килограммов, а Он – остальные девяносто. Нужно понять, что сам ты ничего не можешь сделать, и просто просить Бога о помощи.
Когда человек оказывается в полном тупике, когда полностью теряет веру в себя и от нее не остается ни следа, тогда вмешивается Бог. Почему? Чтобы человек не думал, что он что-то сделал своими силами, но что это всецело дело Божие, и чтобы иметь к Нему полное доверие.
– Почему же так происходит, что мы всю жизнь ходим в храм и никак не можем стать ни смиренными, ни молчаливыми?
– Отец Симеон говорил, что в наши дни с людьми случилось огромное несчастье. Их пленил мирской дух. Он проник и в монастыри. Даже лучшие христиане беспокоятся не о том, как спастись, а о том, как получше устроиться в этой жизни.
Но те, кто по-настоящему любит Христа, не поддаются влиянию мира.
Нельзя также забывать, что ты не можешь быть христианином, если не имеешь благодати Божией. Дело покаяния, смирения совершает не человек, а благодать в нем. Благодать – это дар.
– Что еще подчеркивал отец Симеон в духовной жизни?
– Важность терпения и покаяния. Он говорил, что терпение делает душу зрелой, а поспешность ее убивает. А про покаяние говорил, что Господь смотрит не на твои грехи, а на твое покаяние.
Книги архим. Симеона (Крайопулоса) в магазине «Сретение»
На сайте: https://monastery.ru/zhurnal/svyatye/arkhimandrit-simeon-krayopulos-smirenie-nezametnost-molchanie/
Не пропустите новые материалы – подписывайтесь на наш канал.
Сайт / ВКонтакте / Инстаграмм / Ютуб / Фейсбук / Телеграмм