Найти тему
Мой XIX век

Как стать королем или императором. 5 необычных способов, реализованных в XIX веке

Как можно стать монархом приличной по размерам страны? Мой любимый XIX век преподнёс необычные способы стать королем или императором, такие, что #санта-барбара отдыхает

Перечислю 5, хотя их намного больше.

1 способ. Стать регентом и сочинителем

Я уже рассказывала, какой ветер занес барона Жоржа Дантеса из Франции в столицу России. Чего ему во Франции не сиделось?

Виноват в появлении француза в России он – император Луи-Филипп I:

Император французов Луи-Филипп I
Император французов Луи-Филипп I

Летом 1830-го года сия августейшая особа должна была выполнять обязанности регента при 10-летнем мальчике-короле. Но Луи-Филипп занялся сочинительством: выпустил трактат о том, что мальчик – незаконнорожденный, значит, императорская корона принадлежит ему, Луи-Филиппу I.

Крутой вираж: его регентом назначили, а он корону на себя надел. А те, кто с этим не согласился, вынуждены искать себе другого императора. Например, приехать служить в Россию, как это сделал барон Жорж Дантес.

2 способ. Стать президентом (консулом), а потом объявить себя императором

Этот способ реализован в XIX веке дважды, оба раза во Франции, оба раза – Наполеонами, сначала дядей, а потом племянником.

У Наполеона Бонапарта путь от государственного переворота и должности консула до объявления себя императором французов занял 5 лет.

Наполеон Бонапарт.
Наполеон Бонапарт.

Через полвека племянник Наполеона I Бонапарта использовал дядюшкину схему получения императорской короны. Путь от президента Франции до императора французов Наполеона III прошел за несколько лет.

-3

Кстати, сместил с трона Луи-Филиппа I (читайте выше способ 1).

3 способ. Честные выборы: из 241 202 голосовавших «за» 6 человек

В Греции 30 марта 1863 года прошли самые честные выборы на должность короля эллинов (греков).

Православным грекам предложили два десятка принцев-немцев (протестантов и католиков). Греки проголосовали за каждую кандидатуру всей страной (всего участвовали в выборах короля б241202 человека), посчитали.

За датского принца по имени Кристиан-Вильгельм-Фердинанд-Адольф-Георг Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургский проголосовали аж 6 (шесть!) человек. Из 241 тысячи 202-х участвовавших в выборах, т.е. 0.00002%. Смешные цифры.

Король эллинов Георг I.
Король эллинов Георг I.

17-летний датский принц стал королем эллинов Георгом I.

Вас это удивляет? Но это были честные выборы.

В списке-рейтинге датский принц оказался на 18 месте по числу отданных за него голосов. Но 17 принцев, которые были по душе грекам больше и набрали более, чем 6 голосов, наотрез отказались править Грецией.

Их звали по очереди, начиная с того принца, что набрал больше всего голосов. И они все отказались от короны.

Греция – не единственная страна в XIX веке, которая получила правителя путем выборов. Им надо было пример со шведов взять, которые выбрали себе короля 200 лет назад, и его потомки до сих пор страной правят.

Вот они, улыбаются:

Шведская королевская семья. Наши дни.
Шведская королевская семья. Наши дни.

4 способ. Выбор шведов: «Оставайся, маршал, с нами! Будешь нашим королем!»

Когда я вспоминаю о происхождении династии на фото выше, я мурлычу песенку из советского мультика, заменив одно слово:

"Оставайся, мальчик, с нами! Будешь нашим королем!"
"Оставайся, мальчик, с нами! Будешь нашим королем!"

Жил-был где-то в Гаскони мальчик Жан-Батист по фамилии Бернадот. Даже не дворянин, так – сын юриста. Кушать пятому сыну бедного юриста было нечего, поэтому он записался в армию, обычным рядовым армейского полка. До офицерского чина дослужился сам, ратными подвигами.

Слышали пословицу «Плох тот рядовой, что не мечтает стать генералом»? Жан-Батист мечтателем не был, а вот маршалом Франции стал. Дослужился.

А потом стал королем Швеции и Норвегии. Его позвали на "должность" наследника трона двух стран, а позже он стал королем.

Сын юриста и не дворянин, чьи потомки на троне Швеции до сих пор.
Сын юриста и не дворянин, чьи потомки на троне Швеции до сих пор.

Почему? Понравился как человек.

Во время в о й н Наполеона Бонапарта в плен к наполеоновскому маршалу Бернадоту попали шведы. Пленных оказалось немного, около тысячи, но они настолько изумились человеческому отношению к себе со стороны врага, что решили: хотим себе в короли вражеского маршала! Он храбрый, добрый, только пусть станет лютеранином.

Остальным гражданам Швеции идея посадить на свой престол приличного человека пришлась по душе.

Жан-Батист Бернадот подумал… и принял лютеранство, а потом и корону двух государств. «Гладко и сладко» королю-простолюдину не правилось в чужой стране, его ждало множество трудностей, но мудрость, уникальный жизненный опыт и желание нести благо своей новой родине позволили преодолеть многое..

Жаль, что следующий герой не был столь мудр, как простолюдин Бернадот и его потомки. А ведь родословная у героя способа №5 получше, чем у Бернадота.

5 способ. Выборы по блату, или не надо клевать руку, подарившую нищему принцу-немцу трон православной страны

В XIX веке европейские православные страны находились под игом мусульманской страны – Османской империи. С оружием в руках и при помощи России они обретали самостоятельность. Процесс долгий, и в каждой стране шел своим путем.

Про выборы в Греции я вам уже рассказала (способ №3). А теперь про другую православную страну, которой после освобождения от османского ига тоже потребовался правитель-князь. И выборы на престол по б л а т у.

«Вакансия» на трон Болгарии появилась в 1879 году. Православную страну от турков освобождал Александр II, он и предложил немецкого принца Александра Баттенберга.

Почему именно его? Рассказано здесь:

Александр Гессенский и Юлия. Как появились принцы Баттенберги
Мой XIX век4 декабря 2019

Читателям важно понимать династические связи: герой способа №5 – это родной племянник императрицы России Марии Александровны, супруги Александра II.

Я уже описывала историю: почему Мария Александровна не хотела больше иметь хорошеньких фрейлин, учившихся в институтах благородных девиц.

Она тяжело переживала разлуку с братом, которого из-за морганатического брака с ее фрейлиной выслали из России. У супругов не было своих доходов, как у других августейших особ. Как только Мария Александровна стала не Цесаревной, а императрицей, то стала помогать семье брата, в том числе и материально. Сделать одного из племянников князем Болгарии - это тоже помощь семье брата.

Второй сын принца Александра Гессенского и фрейлины графини Юлии Гауке, родной племянник императрицы Марии Александровны, продержался на троне Болгарии 7 лет.

-8

Вот только характерец у принца Александра Баттенберга тот еще: самодовольный и чрезмерно гордый. И повел себя по отношению к родственникам в России, скажем так, некрасиво.

Ему, принцу без королевства, преподнесли целое государство: правь, основывай династию, как это сделал Бернадот. Действуй на благо вверенного тебе болгарского народа, учитывай и интересы России, которая воевала ради свободы Болгарии.

Ан нет, мы гордые, а еще жадные, а еще считаем себя хитрыми. На трон посадила его Россия, а вот дружить захотел с Пруссией, стал козни плести, о чем доложили императору России.

Александр III тепел выходки своего кузена по материнской линии недолго. Дал понять, что Россия больше не заинтересована в принце Александре на троне Болгарии, и всё... Ауфидерзейн, Болгария!

И вот что удивительно. На освободившийся трон снова выбирали. Проголосовали опять за немца, который совершенно не нравился болгарскому народу, кандидатуру Фердинанда I не одобрила ни одна европейская страна, включая Россию.

Официальный портрет второго князя Болгарии, позже - царя (короля) Болгарии, от трона отрекся в пользу сына в 1918 году.
Официальный портрет второго князя Болгарии, позже - царя (короля) Болгарии, от трона отрекся в пользу сына в 1918 году.

Его не признавали правителем Болгарии, а он продержался на троне до 1918 года. Фердинанд I – внук короля французов Луи Филиппа I (способ №1). Видимо, учел ошибки дедушки и своего предшественника.

Это пять необычных способов стать монархом в XIX веке. А XX век преподнёс иные способы получения короны:

Как внук Пушкина судился, чтобы занять трон Люксембурга
Мой XIX век8 апреля 2021