Полагаю, нет нужды пересказывать сюжет сказки о царевне-лягушке, его в общих чертах помнят все. Вот что занятно – у южноамериканских индейцев имеется один очень странный миф, где фигурируют три брата, стрелы и… жаба, на которой нужно жениться.
Собственно говоря, кроме вот этих трех ключевых деталей (три брата, стрелы, и «жена» жаба/лягушка), больше ничего общего между нашей русской сказкой и мифом племени Каража (современная Бразилия, штаты Гояс, Мату-Гросу, Пара и Токантис) «Волшебные стрелы» нет. Но и этого уже не мало. Было бы слишком смело предполагать, что славянская (кроме европейского есть также татарский, башкирский и бурятский вариант) легенда имеет общие корни с южноамериканским мифом, но совпадение, как минимум, интересное. Во всяком случае, в первой части этого мифа, его вторая половина развивалась уже по собственному пути.
В лесу жили два больших ревуна-обезьяны, которых не мог одолеть ни один охотник из племени, охота в округе стала небезопасной и племя голодало. Два храбрых брата решились избавиться от несносных ревунов и отправились на охоту. На пути к страшному лесу ум встретилась девушка-жаба, которая пообещала им, что научит как победить ревунов, но взамен… они должны жениться на этой девушке. Легкомысленные охотники лишь посмеялись над жабой и уверенные в своих силах отправились дальше. Увы, обезьяны оказались тоже вооружены – маленькими копьями, как и сами охотники, и в тяжелом бою оба брата пали.
Но в их семейной хижине, жил третий брат (вот только жаль, не уточняется был ли он младшим), самый слабый и больной, за которым присматривала бабушка. Но на охоту он все-таки ходил, и вот однажды охотясь он потерял свою стрелу и ища ее обнаружил, что она попала в змеиную нору. Из норы появился змей, который оказался добр к охотнику, разговорился с ним и подарил ему волшебную мазь, которая излечила юношу от его недуга. Молодой индеец быстро поправился и окрепнув решил отомстить за братьев. Тот же самый змей подарил ему волшебную стрелу и между прочим рассказал ему о предстоящей встрече с девушкой-жабой, надоумив не отказываться от ее предложения, тем более что жениться надо было, оказывается, не по-настоящему, а вроде как «понарошку».
И действительно, девушка-жаба научила героя мифа как победить ревунов – пусть они сначала бросят свои копья в охотника, а уж после он выстрелит им в глаза. И третий брат таким образом победил ревунов.
Увы, но здесь девушка-жаба полностью исчезает из мифа, в нем остается только мудрый змей, который и дальше помогает охотнику, подарив ему еще волшебных стрел – на каждую птицу и на каждого животного свои, даже рыбу, орехи мед и ягоды можно было собирать с помощью этих волшебных стрел. Вот только стрелы надо было обязательно смазывать мазью, которую змей так же лад охотнику в специальном кувшине.
Охотник женился (на обычной девушке) завел свои собственные поля с маисом и спокойно охотился. Но однажды его жена, одолжила стрелы своему брату и тот забыл их смазать – стрела, предназначенная для охоты, на, хм, мед превратилась в чудовище и разрушила деревню. С большим трудом охотник прогнал монстра, но его друг мудрый змей очень опечалился и не знал, как все это исправить.
Наконец придумал – охотнику надо было поймать рыбу арапайму вместе с односельчанами, но он должен был обязательно предупредить змея, если вдруг во время рыбалки его толкнет девушка. Так и получилось – арапайму поймали, охотника случайно толкнула девушка из племени, а сказать змею он об этом, конечно забыл. И оба они превратились в арапайм – превратившийся змей сумел ускользнуть из рыбацких сетей племени, а вот охотника в обличье рыбы поймали собственные соплеменники, но змей опять его спас и превратил обратно в человека. Миф кончается тем, что мудрый змей укоряет охотника, за то, что тот не предупредил его о том, что его толкнула девушка.
Все-таки подчас трудно понять логические связи этих южноамериканских мифов. И куда же делась из легенды девушка-жаба?
Часть 3-я Часть 2-ая. Часть 1-ая
Несчастные жены Ягуар и Венера Странные сказки. Часть 2-ая Странные сказки. Часть 1-ая