Первый раз я увидел этот состав у своего друга в виде модели, речь идет о двухэтажных поездах типа DB13, внешне напоминающих дизельные поезда, но тем не менее на локомотивной тяге, системы PUSH-PULL, когда в одном из концевых вагонов имеется кабина управления. Тогда я про такую систему не знал, был это год 1987 или 1988, и лет мне было 12. Фирма ВТТВ выпускала несколько вариантов составов, как окрасочных, так и приписки, у моего друга был вариант CSD (Чехословацких железных дорог). В базовой комплектации выпускалось два вагона, дополнительно шли дополнения в виде двух промежуточных вагонов, но я их тогда не встречал в продаже. Вообще тогда мы считали его дизель-поездом, а модель, выражаясь современными понятиями, стендовой, так что катали без локомотива руками. Уже существенно позднее я узнал, что эти составы работали с локомотивами.
Модель мне очень понравилась. Захотел иметь, но какое-то время их не было в продаже. И вот он заветный день, когда я захожу в модельный отдел, а было это в чешском городе Брунталь, магазин Горал, там был целый отдел с моделями железных дорог, для времен социализма хороший магазин был. Так вот захожу в магазин и вижу в продаже такой же двухвагонный состав, только с песочной крышей, немного иным оттенком зеленого цвета кузова и приписки DR. Сердце забилось, мигом побежал просить у мамы денег. Дала, побежал назад в магазин, еще никто его не забрал, фух. Отдал заветные кроны, по моему 62 кроны (или около того), получил длинную коробку с составом внутри. Весь вечер им любовался, положил на тумбу рядом с кроватью, а просыпаясь даже стал переживать, действительно ли я его приобрел, может это мне приснилось, нет, вот он – стоит родной. Несколько недель я им любовался, брал с собой по всей квартире, на кухню поесть, в зал телевизор посмотреть, он тоже под рукой был. Да долгие годы, особенно когда был намного моложе и покупки были редки и как праздник воспринимались, мог неделями любоваться на новинки, чем старше становился, а покупки моделей стали чаще, тем все меньше по времени и реже я это делал. Поставлю новую модель на пути, пофотографирую, но может несколько раз загляну на диораму, где она стоит и до следующей покупки… Увы, к настоящему времени тот мой состав дошел в виде лома, причины опустим. Иной раз задумываюсь со временем приобрести замену, аналогичный такого же окраса и примерно тех же лет выпуска, иногда они встречаются на вторичном рынке.
Но это были модели. Летом 1988 года, в июле, мы поехали в первый отпуск в СССР, в Центральную Россию, на поезде Миловице – Москва. По пути мы проезжали второй по величине город Словакии – Кошице. Поскольку в Кошице прицепляли к поезду беспересадочный вагон Зволен – Москва для советских военнослужащих, кто служил в этом городе и некоторых других городках Словакии, то стоянка в пути была немалая. И вот тут случилось чудо, по крайней мере, для человека, еще не достигшего 13 лет. На одной платформе с нашим поездом, на соседнем пути стоял наш герой – состав из четырех двухэтажных пассажирских вагонов с кабиной управления, аналогичной окраски, что и модель у моего друга, приписки, разумеется, CSD. Я уже не помню его маршрут, хотя на кузове были маршрутные таблички. С большим удовольствием рассматривал его, пытался рассмотреть и салон – сидения, лестницы на второй этаж.
Похоже, этот состав ходил по определенному маршруту в определенное время. Так как он попадался мне в Кошице и при следующих двух поездках в СССР осенью 1989 и в августе 1990 годов, а также, уже при последней поездке при выводе войск, когда покидали Чехословакию навсегда. Был ли это один состав или их было несколько – сказать не могу, так как на номера вагонов внимания не обращал.
Помимо Кошице данные составы работали и в других местах Чехословакии, например, по информации моего заочного друга из Чехии И. Вобецкого, в Остраве на фридлантской дороге, а также ездили до Опавы и словацкого города Жилина, а также в Праге.
Если интересно, то в процессе поиска фотографий нашел чешскую статью об этих составах в Чехословакии, могу сделать ее перевод, пишите в комментариях есть ли желание узнать дополнительную информацию о данных составах?
Канал «ПАНТОГРАФ».
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала по теме железных дорог:
Мои воспоминания об электропоездах ЭР22
Фото ушедшей техники - 6. Разные фото из Тулы 20 лет назад
Российские локомотивы в Узбекистане
#железнодорожный моделизм #модели железных дорог #железнодорожные модели #типоразмер тт #чехословакия #поезда #железные дороги #железная дорога #железнодорожный транспорт #транспорт