Найти тему
ПАНТОГРАФ

Встреча с моделью ВТТВ в реальности

Первый раз я увидел этот состав у своего друга в виде модели, речь идет о двухэтажных поездах типа DB13, внешне напоминающих дизельные поезда, но тем не менее на локомотивной тяге, системы PUSH-PULL, когда в одном из концевых вагонов имеется кабина управления. Тогда я про такую систему не знал, был это год 1987 или 1988, и лет мне было 12. Фирма ВТТВ выпускала несколько вариантов составов, как окрасочных, так и приписки, у моего друга был вариант CSD (Чехословацких железных дорог). В базовой комплектации выпускалось два вагона, дополнительно шли дополнения в виде двух промежуточных вагонов, но я их тогда не встречал в продаже. Вообще тогда мы считали его дизель-поездом, а модель, выражаясь современными понятиями, стендовой, так что катали без локомотива руками. Уже существенно позднее я узнал, что эти составы работали с локомотивами.

Фото Ernst Wolf, из коллекции И. Вобецкого, Прага, 19 мая 1964 года
Фото Ernst Wolf, из коллекции И. Вобецкого, Прага, 19 мая 1964 года

Модель мне очень понравилась. Захотел иметь, но какое-то время их не было в продаже. И вот он заветный день, когда я захожу в модельный отдел, а было это в чешском городе Брунталь, магазин Горал, там был целый отдел с моделями железных дорог, для времен социализма хороший магазин был. Так вот захожу в магазин и вижу в продаже такой же двухвагонный состав, только с песочной крышей, немного иным оттенком зеленого цвета кузова и приписки DR. Сердце забилось, мигом побежал просить у мамы денег. Дала, побежал назад в магазин, еще никто его не забрал, фух. Отдал заветные кроны, по моему 62 кроны (или около того), получил длинную коробку с составом внутри. Весь вечер им любовался, положил на тумбу рядом с кроватью, а просыпаясь даже стал переживать, действительно ли я его приобрел, может это мне приснилось, нет, вот он – стоит родной. Несколько недель я им любовался, брал с собой по всей квартире, на кухню поесть, в зал телевизор посмотреть, он тоже под рукой был. Да долгие годы, особенно когда был намного моложе и покупки были редки и как праздник воспринимались, мог неделями любоваться на новинки, чем старше становился, а покупки моделей стали чаще, тем все меньше по времени и реже я это делал. Поставлю новую модель на пути, пофотографирую, но может несколько раз загляну на диораму, где она стоит и до следующей покупки… Увы, к настоящему времени тот мой состав дошел в виде лома, причины опустим. Иной раз задумываюсь со временем приобрести замену, аналогичный такого же окраса и примерно тех же лет выпуска, иногда они встречаются на вторичном рынке.

Модель приписки CSD, такая была у моего друга
Модель приписки CSD, такая была у моего друга
Модель приписки DR, именно в такой окраске была у меня
Модель приписки DR, именно в такой окраске была у меня

Но это были модели. Летом 1988 года, в июле, мы поехали в первый отпуск в СССР, в Центральную Россию, на поезде Миловице – Москва. По пути мы проезжали второй по величине город Словакии – Кошице. Поскольку в Кошице прицепляли к поезду беспересадочный вагон Зволен – Москва для советских военнослужащих, кто служил в этом городе и некоторых других городках Словакии, то стоянка в пути была немалая. И вот тут случилось чудо, по крайней мере, для человека, еще не достигшего 13 лет. На одной платформе с нашим поездом, на соседнем пути стоял наш герой – состав из четырех двухэтажных пассажирских вагонов с кабиной управления, аналогичной окраски, что и модель у моего друга, приписки, разумеется, CSD. Я уже не помню его маршрут, хотя на кузове были маршрутные таблички. С большим удовольствием рассматривал его, пытался рассмотреть и салон – сидения, лестницы на второй этаж.

Салон первого и второго этажа составов для CSD
Салон первого и второго этажа составов для CSD

Похоже, этот состав ходил по определенному маршруту в определенное время. Так как он попадался мне в Кошице и при следующих двух поездках в СССР осенью 1989 и в августе 1990 годов, а также, уже при последней поездке при выводе войск, когда покидали Чехословакию навсегда. Был ли это один состав или их было несколько – сказать не могу, так как на номера вагонов внимания не обращал.

Музейный состав в Чехии, https://www.idnes.cz/
Музейный состав в Чехии, https://www.idnes.cz/

Помимо Кошице данные составы работали и в других местах Чехословакии, например, по информации моего заочного друга из Чехии И. Вобецкого, в Остраве на фридлантской дороге, а также ездили до Опавы и словацкого города Жилина, а также в Праге.

Если интересно, то в процессе поиска фотографий нашел чешскую статью об этих составах в Чехословакии, могу сделать ее перевод, пишите в комментариях есть ли желание узнать дополнительную информацию о данных составах?

Канал «ПАНТОГРАФ».

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала по теме железных дорог:

Мои воспоминания об электропоездах ЭР22

Фото ушедшей техники - 6. Разные фото из Тулы 20 лет назад

Российские локомотивы в Узбекистане

-6

#железнодорожный моделизм #модели железных дорог #железнодорожные модели #типоразмер тт #чехословакия #поезда #железные дороги #железная дорога #железнодорожный транспорт #транспорт