Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Каким русским классиком вдохновлялись Rolling Stones при написании песни «Sympathy for the Devil»

Пока Beatles мучительно колебались и метались между миром и любовью «AllYouNeedIsLove» и манящим бунтарским пафосом «Revolution», их извечные друзья-соперники RollingStones, в полном соответствии со своим имиджем «плохих парней», откровенно, пусть и несколько демонстративно-показно, стали заигрывать с культом зла и дьявольщиной.

pixabay.com
pixabay.com

Песня «SympathyfortheDevil» коренится в традициях европейской культуры и в осознании ее автором Миком Джаггером того переломного, смутного времени, каким был 1968 год, и невозможности дальше пребывать в тех хиппистски-благостных идеалах, которые породило предшествующее «лето любви».

«Время, когда была написана эта песня, — говорил он, — было временем смятения и неразберихи. Это был первый мирового масштаба хаос со времен Второй мировой войны. А смятение — плохой союзник для мира и любви».

На самом деле в этих словах есть объяснение подлинного смысла песни. При всей подлинной, настоящей, если угодно, нутряной тяге Stones к «темному» блюзовому началу, «Sympathy for the Devil» с ее якобы сатанизмом — явление сугубо интеллектуального свойства.

В качестве основных источников вдохновения для песни Джаггер называл Бодлера и Булгакова. «Она возникла из старой идеи Бодлера, хотя я могу ошибаться. Иногда, проглядывая книги Бодлера, я ее там не нахожу. Наверное, какие-то пару строк я оттуда взял и развил их в дилановском духе», — говорил он в одном интервью.

ru.citaty.net
ru.citaty.net

Куда более явственно и очевидно влияние булгаковского «Мастера и Маргариты», опубликованного в английском переводе в 1967 году, за год до написания песни. Марианна Фейтфулл, тогдашняя подруга Джаггера, рассказывала: «Я заставила Мика прочесть "Мастера и Маргариту", и из этой книги, в результате наших с ним длительных ее обсуждений, и выросла песня».

Параллели с булгаковским романом очевидны. Джаггер-Люцифер, как и Воланд, начинает с представления себя («Извините меня, что я в пылу нашего спора забыл представить себя вам», — говорит Воланд Берлиозу и Бездомному).

Джаггер обожал историю, жадно глотал исторические книги (тому есть немало свидетельств близких ему людей от Кита Ричардса до его дочери Джорджии Мэй), и своего героя-дьявола он отправляет в переломные моменты человеческой истории: в Иерусалим накануне распятия Христа, в Петербург в момент революции, на фронт Второй мировой, в Даллас в день убийства президента Кеннеди.

Как и Воланд, его Люцифер ведет со своими собеседниками разговор о Христе и Пилате, и, как и Воланд, ставит под сомнение, а то и уничтожает все категории добра и зла. А главное — он вскрывает дьявольское начало в каждом из нас (Я взывал: «Кто убил Кеннеди?»/Хотя на самом деле/Убили его я и ты).

Песня мгновенно — и ожидаемо! — обросла обширной мифологией, масштабы которой сами Stones при всем своем заигрывании с чертовщиной предвидеть не могли.

Отрывок из книги Александра Кана «Главные песни ХХ века. От Дикселенда до хип-хопа»

Искусство и отражает время, и формирует его. Песня – самая демократичная, самая простая и самая популярная форма искусства. Она создается нередко почти спонтанно, мгновенно реагируя на то или иное событие.

В этой книге культурный, исторический и политический портрет века показан через историю популярной песни, каждой из которых посвящена отдельная глава.

Главные – не обязательно лучшие, хотя нередко эти понятия и совпадают. Некоторые песни отражают важнейшие политические события века – войны, революции, переломные моменты истории. Другие их предвосхищают. Некоторые зачастую помимо, а то и в противовес намерениям их авторов, вдруг необычайно точно отражают настроения огромных масс людей и превращаются в гимн поколения. Некоторые открывают популярной музыке, а через нее массовому сознанию ранее запретные, а то и неведомые пласты человеческого бытия. Песни расположены в хронологическом порядке, и в книге отражены все десятилетия ХХ века и все жанры популярной музыки – от блюза и спиричуэла до мюзикла и джаза, от рока до диско, от баллады до хип-хопа. Созданный в книге «песенный портрет века» позволит читателю увидеть порой неочевидную связь между популярной музыкой и социальными и общественно-политическими процессами в обществе разных стран на протяжении ХХ века.

Прочитать отрывок или купить книгу «Главные песни ХХ века. От Дикселенда до хип-хопа» (16+) в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a000ilc

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:

Сами Beatles этот фильм ненавидели: картина, прославившая «Желтую подводную лодку»

Феномен Queen: легендарная рок-группа установила мировой рекорд 43 года спустя

Грязный и прожженный кардиган Кобейна вошёл в книгу рекордов Гиннесса

Гастрольная жизнь главной британской музыкальной рок-группы The Rolling Stones