Найти тему
По Югу.82 | ЖУРНАЛ

Короткая история симферопольского авиационного завода «Анатра»

Думаю, многим знакома фамилия известного одесского предпринимателя Артура Анатра. Это и не удивительно, ведь Артур Анатра является основателем одного из самых крупных авиазаводов в Российской Империи "Анатра".

Одесский завод аэропланов Анатра - один из шестнадцати крупных заводов, основанных предпринимателем и третий по мощности во всей империи.

Однако, мало кто знает, что "Анатра" — это и название одного из микрорайонов города Симферополь. Район расположен за стадионом "Локомотив" и состоит из двух переулков и тринадцати улиц. На великое прошлое микрорайона указывает лишь одна улица, её название — Авиационная. В 1915 году одесский банкир Артур Анатра построил здесь авиазавод, выпускавший лучшие на то время самолеты.

Мы побывали на месте бывшего предприятия «Анатра», построенного в годы Первой мировой войны.

-2

Можно сказать, что история Симферопольского филиала авиационного завода "Анатра" начинается одновременно с началом Первой мировой войны. Ведь ещё в 1914 году Артур Анатра покупает пустырь на окраине Симферополя и уже в 1915 году завод выпускает свою первую продукцию - истребитель "Ньюпор-4", который позже был усовершенствован и назван "Ньюпор-17". Симферопольский филиал не имел такого огромного объема, как завод в Одессе, однако, к 1917 году завод выпускал по 45 аэропланов в месяц.

источник: авиару.рф - истребитель "Ньюпор-17" на службе ВВС Франции
источник: авиару.рф - истребитель "Ньюпор-17" на службе ВВС Франции

Одесский завод "Анатра" выпускал множество самолётов по собственным проектам и они сразу уходили на фронт, ведь заказчиком было оборонное ведомство. Симферопольский филиал сосредоточился исключительно на производстве "Ньюпоров" и до сих пор точно не известно, уходили ли симферопольские самолёты сразу на фронт.

-4

Многие источники сообщают, что готовой продукцией самолёты из Симферополя нельзя было считать, самолёты не проходили техническую квалификацию. Однако напротив завода, как правило в источниках, стоит слово "выпустил", куда уходили самолёты из Симферополя так до конца и не известно, Не мог же завод проработать 7 лет и не выпустить ни одного самолёта? Путаница какая-то, получается.

-5

Тем временем страна выходит из войны и случается Октябрьская революция, завод продолжает работать ещё два с половиной года и, казалось бы, его существование закончилось. На заводе избирают временный революционный комитет. Анатровцы и железнодорожники захватывают вокзал, почту и телеграф. На улицах идут бои. В город входят отряды матросов из Севастополя. Но победа кратковременна.

В Крым, прикрываясь Брестским мирным договором, вступают части австро-германской армии. Восстание подавляется. Около пятидесяти рабочих завода арестовано. С «Анатры» вывозятся материалы на сумму около миллиона рублей золотом.

-6

Завод спасли сами же рабочие "Анатры". Было составлено письмо от рабочих «Анатры» Ленину. Они написали, что шесть месяцев не получают зарплату, на заводе простаивают новейшие станки, и рабочие хотят работать. Ленин дает указ — сделать завод государственным. То есть «Анатра» не разорилась, даже какое то оборудование сохранилось. Тогда симферопольская "Анатра" и становится государственной и с 5 июня 1921 года у завода новое официальное название: «Государственный авиационный завод № 15».

-7

Завод осуществлял свою деятельность и в период власти красных, однако, новые самолёты выпускать не представлялось возможным, заводу катастрофически не хватало материалов для производства.

Производительность завода постепенно падала в связи с отсутствием финансирования и завод не выходил даже на самоокупаемость. В это время завод занимался преимущественно капитальным ремонтом самолётов, примерно 7 самолётов в месяц.

-8

Единственное о чем просили в то время работники «Анатры» — выход на самоокупаемость. В Москве инициативу одобряют. Однако, из Харькова, где находилось непосредственное руководство Советской Украины, приходит отрицательный ответ. Потому и пошли разговоры о закрытии "Анатры" в Симферополе.

Так в итоге случилось. 1 июля 1922 года завод консервируется. После приезда ликвидационной комиссии вывозится абсолютно все оборудование.

Позже на территории завода размещается кожгалантерейная фабрика. А сегодня здесь просто множество различных складов.

Нас уже 31 500! Наберем до конца октября 32 500 читателей? Добавляйте блог в закладки, чтобы не пропустить новые посты!

Больше фото, комментарии и обсуждения - в нашем сообществе в ВКонтакте

Канал на YOUTUBE - здесь

А еще появилась группа в Одноклассниках

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц