Думаю, многим знакома фамилия известного одесского предпринимателя Артура Анатра. Это и не удивительно, ведь Артур Анатра является основателем одного из самых крупных авиазаводов в Российской Империи "Анатра".
Одесский завод аэропланов Анатра - один из шестнадцати крупных заводов, основанных предпринимателем и третий по мощности во всей империи.
Однако, мало кто знает, что "Анатра" — это и название одного из микрорайонов города Симферополь. Район расположен за стадионом "Локомотив" и состоит из двух переулков и тринадцати улиц. На великое прошлое микрорайона указывает лишь одна улица, её название — Авиационная. В 1915 году одесский банкир Артур Анатра построил здесь авиазавод, выпускавший лучшие на то время самолеты.
Мы побывали на месте бывшего предприятия «Анатра», построенного в годы Первой мировой войны.
Можно сказать, что история Симферопольского филиала авиационного завода "Анатра" начинается одновременно с началом Первой мировой войны. Ведь ещё в 1914 году Артур Анатра покупает пустырь на окраине Симферополя и уже в 1915 году завод выпускает свою первую продукцию - истребитель "Ньюпор-4", который позже был усовершенствован и назван "Ньюпор-17". Симферопольский филиал не имел такого огромного объема, как завод в Одессе, однако, к 1917 году завод выпускал по 45 аэропланов в месяц.
Одесский завод "Анатра" выпускал множество самолётов по собственным проектам и они сразу уходили на фронт, ведь заказчиком было оборонное ведомство. Симферопольский филиал сосредоточился исключительно на производстве "Ньюпоров" и до сих пор точно не известно, уходили ли симферопольские самолёты сразу на фронт.
Многие источники сообщают, что готовой продукцией самолёты из Симферополя нельзя было считать, самолёты не проходили техническую квалификацию. Однако напротив завода, как правило в источниках, стоит слово "выпустил", куда уходили самолёты из Симферополя так до конца и не известно, Не мог же завод проработать 7 лет и не выпустить ни одного самолёта? Путаница какая-то, получается.
Тем временем страна выходит из войны и случается Октябрьская революция, завод продолжает работать ещё два с половиной года и, казалось бы, его существование закончилось. На заводе избирают временный революционный комитет. Анатровцы и железнодорожники захватывают вокзал, почту и телеграф. На улицах идут бои. В город входят отряды матросов из Севастополя. Но победа кратковременна.
В Крым, прикрываясь Брестским мирным договором, вступают части австро-германской армии. Восстание подавляется. Около пятидесяти рабочих завода арестовано. С «Анатры» вывозятся материалы на сумму около миллиона рублей золотом.
Завод спасли сами же рабочие "Анатры". Было составлено письмо от рабочих «Анатры» Ленину. Они написали, что шесть месяцев не получают зарплату, на заводе простаивают новейшие станки, и рабочие хотят работать. Ленин дает указ — сделать завод государственным. То есть «Анатра» не разорилась, даже какое то оборудование сохранилось. Тогда симферопольская "Анатра" и становится государственной и с 5 июня 1921 года у завода новое официальное название: «Государственный авиационный завод № 15».
Завод осуществлял свою деятельность и в период власти красных, однако, новые самолёты выпускать не представлялось возможным, заводу катастрофически не хватало материалов для производства.
Производительность завода постепенно падала в связи с отсутствием финансирования и завод не выходил даже на самоокупаемость. В это время завод занимался преимущественно капитальным ремонтом самолётов, примерно 7 самолётов в месяц.
Единственное о чем просили в то время работники «Анатры» — выход на самоокупаемость. В Москве инициативу одобряют. Однако, из Харькова, где находилось непосредственное руководство Советской Украины, приходит отрицательный ответ. Потому и пошли разговоры о закрытии "Анатры" в Симферополе.
Так в итоге случилось. 1 июля 1922 года завод консервируется. После приезда ликвидационной комиссии вывозится абсолютно все оборудование.
Позже на территории завода размещается кожгалантерейная фабрика. А сегодня здесь просто множество различных складов.
Нас уже 31 500! Наберем до конца октября 32 500 читателей? Добавляйте блог в закладки, чтобы не пропустить новые посты!
Больше фото, комментарии и обсуждения - в нашем сообществе в ВКонтакте
Канал на YOUTUBE - здесь
А еще появилась группа в Одноклассниках