Найти тему
С Богом по жизни

БОГ МОГИЛЬЩИК

«А о тебе, Ассур, Бог определил: “Не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканов и кумиров; приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты будешь в презрении”» (Наум 1:14).

Мрачная торжественность кладбища берет за душу. Там все так окончательно, так абсолютно, так тихо. Многие не любят ходить на кладбище, потому что оно напоминает им об их грядущей встрече со смертью. Следующие строки подчеркивают реальность могилы.

«Погосты среди холмов отвечают: “Под могучим дубом, что качается надо мной, есть местечко”. Городское кладбище говорит: “Хоть я и переполнено, а найду уголок для твоего праха”. Из океанских глубин доносится: “Тысячи ушли на мое дно, и все же в моих подводных пещерах не тесно. Место есть”. Поле боя: “В земле есть место, чтобы укрыть всех моих убитых”» (Элон Фостер).

Эти слова щемяще правдивы — для умерших всегда найдется место! Его хватит всем, ибо все умрут и окажутся на этом прожорливом кладбище (Евр. 9:27). Эта окончательность подчеркивает самую большую слабость человека и самую большую силу Бога — смерть!

Именно такую мрачную картину рисует Наум, обращаясь к Ассирии. Слова и фразы 1:14 передают мысль о трагедии, которая ждет этот народ. В могиле все предстают пред Божьим правосудием. Каким бы ни был образ жизни, профессия или социальное положение человека при жизни, на кладбище все становятся равны. Об этом говорит Соломон: “У мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает всех. И сказал я в сердце моем: «И меня постигнет та же участь, что и глупого»” (Еккл. 2:14, 15; 5:15; 6:6; 12:5, 7).

Наум изображает Бога “Могильщиком” — Тем, кто имеет власть на могилой. Это показывает, что Бог, имеющий власть над могилой, не подчиняется ей. Бог в вести Наума властвует над жизнью и смертью. Как сказал Соломон, в момент смерти “дух возвращается к Богу, Который дал его” (Еккл. 12:7). Это дивная власть. Однако для противящихся Божьей воле это страшная реальность. Представьте, как ужасно стоять перед великим Могильщиком и понимать, что ты не приготовлен. Именно в такой ситуации оказалась Ассирия в Наум 1:14. Народ отверг Бога, а теперь должен встретиться с “Богом Могильщиком”. Давайте подумаем, чему это описание Бога учит современного читателя.

БОЖЬЕ ВСЕВЛАСТИЕ

Наум говорит от имени Господа, который “определил”. Это приказ, не допускающий никаких возражений. Бог определил, и это не оставляло места ни для каких переговоров. Изменения не предусматривались. Это абсолютное всевластие Бога упоминается в Иов 9:12: “Возьмет, и кто возбранит Ему? Кто скажет Ему: «Что Ты делаешь?»” (Пс. 82:19).

Наум высказывается предельно ясно. Участь, которая определена для Ниневии, постигнет ее не “случайно”, а по Божьему всевластию. С этой абсолютной властью Бога надо считаться. Навуходоносору трудно далось понимание этой истины. Гордыня сделала его слепым к Божьей власти, пока он не был вынужден признать эту истину (Дан. 4:25).

Слова Бога “истреблю”, “приготовлю” подчеркивают Его всевластие. Они говорят об абсолютном правлении, что всегда нужно помнить.

Резкий тон Наума необходим, потому что Ниневия не признавала Божьего всевластия. Самонадеянный народ считал себя исключительным. Надменность Ассирии видна в том, как рабсак говорил о Езекии и о Боге Яхве. Рабсак сказал: “Слушайте слово царя великого, царя ассирийского! Так говорит царь: «Пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может спасти вас. И пусть не обнадеживает вас Езекия Господом...»” (Ис. 36:13-15). В этих словах нет признания Яхве всесильным Богом. Наум принес гордому народу мрачную весть. Теперь им придется признать Божье полноправное правление, но будет слишком поздно! О Сеннахириме Бог сказал устами Исаии: “Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, выйдешь ли — знаю все, знаю и дерзость твою против Меня. За твою дерзость против Меня и за то, что надменность твоя дошла до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои — в рот твой и возвращу тебя назад той же дорогой, которой ты пришел” (Ис. 37:28, 29; ср. 2 Цар. 19:10-13).

И этого могущественного Вседержителя по-прежнему отвергают. Многие сегодня подобны грешной Ассирии. Они упорно идут своим эгоистичным путем, вместо того чтобы взирать на Божьи абсолютные повеления. Но в конце концов все признают Божье всевластие (Рим. 14:11, 12), и тогда, как в случае с Ассирией, будет слишком поздно предотвращать свою вечную погибель. Мы должны признать Божье всевластие и подчиниться ему, а не то будет поздно (Ис. 33:22). А не то мы встретимся с “Богом Могильщиком”.

БРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Ничто так не обнажает бренность человека, как могила. Она дает нам понять, как мы ничтожны. Она дает нам понять шокирующую истинность выражения “прах к праху”. Нигде бренность человека не видна так, как на кладбище.

Осознав этот факт, мы видим всю нелепость того, когда смертные игнорируют повеления бессмертного Бога! Смертный только и может, что держаться за земную собственность, которую нельзя взять с собой за пределы земной жизни. И снова Соломон озвучивает истину: “Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда, что мог бы он понести в руке своей” (Еккл. 5:15). Много лет назад появился трюизм “у савана нет карманов”. Соломон прав. Нельзя забрать земные вещи с собой после окончания жизни на земле. Некоторые не понимают этого. Тот, кого Всемогущий назвал “безумным” (Лк. 12:20), не видел тщетности всего бренного. То же можно сказать и о богаче в Лк. 16:25. Этот богач “получил доброе” на земле, но потерял воздаяние после смерти! Многие совершают ту же глупость, что и этот богач.

Могила позволяет увидеть эту мысль в истинном свете. На Всемирной выставке 1904 г. Перу представила мумии и реликты, которым, как сообщалось, было свыше трех тысяч лет. Древние инки не слышали слов Соломона: “В могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости”. Воина они хоронили с его луком и стрелами. Ремесленнику в могилу клали его инструменты, а женщине — длинные деревянные иглы и грубую пряжу, чтобы она могла продолжать свою работу. Они думали, что мертвые будут испытывать голод и жажду. В руках забальзамированного ребенка был обнаружен кукурузный початок. Рядом с умершими клали их сокровища. Возле тела принцессы было найдено множество предметов одежды. Оружие, инструменты, богатые принадлежности туалета и огромное количество одежды оставались лежать нетронутыми со дня захоронения. Глупость этих древних людей до сих пор практикуется многими, кто верит, что можно взять с собой материальные ценности в следующую жизнь.

Такое изображение Бога Могильщика еще больше подчеркивает бренность человека. А если мы так хрупки и смертны, то нужно постоянно готовиться к предназначенной нам могиле. Это же советует и Бог.

«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают... и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем. Итак, иди. Все, что может рука твоя делать, по силам делай, потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:5-10).

Бог Могильщик учит нас пользоваться земными вещами, пока мы живем. Однако в этом необходима умеренность, которая исходит из понимания того, что земные удовольствия не составляют цели жизни. В могиле все это теряет свою ценность.

Нам нужно видеть несовершенства смертного человека и исполнять Божью волю, чтобы не сойти в могилу с перспективой встречи с “Богом Могильщиком” (Деян. 8:22).

БОЖИЙ СУД

Как пишет автор Послания к евреям, после смерти будет “суд”, который отличается от общего суда (Евр. 9:27). Его иллюстрацию мы видим в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:22, 23). Приговор, вынесенный Наумом Ассирии, — еще одна иллюстрация такого суда. После смерти всех будут мерить божественной меркой. Эта мерка определит, пойдут они на лоно Авраамово или в вечные муки. Тщательно проанализируйте слова Наума и рассмотрите следующие факты о Божьем Суде.

Во-первых, он от Бога. Это Божий суд. Господь произвел Суд. Это происхождение Суда гарантирует, что он будет праведным (Рим. 2:56-10), нелицеприятным (Рим. 2:11) и объективным (Рим. 2:16). Неправедные люди напрасно уповают на “нечистый” суд, который делает снисхождение богатству, общественному положению и неким туманным “намерениям”, но для Всемогущего такой стандарт неприемлем. То, что этот Суд от Бога, является для нас гарантией, что он будет праведным.

Во-вторых, он внезапен. О том, что произойдет с преступниками, говорит слово “истреблю”. Никто не устоит. И праведные и неправедные предстанут перед небесным Могильщиком, только с разными последствиями для себя (2 Фес. 1:8, 9). Наум заверяет нас, что никакие “истуканы” и никакие “кумиры” не отсрочат его (Мф. 24:50, 51).

В-третьих, он полный и окончательный. Замыслам против Господа придет конец (Наум. 1:9). Слово “истребление” означает полную гибель. Заметьте, что для всех, кто не приготовился к встрече с “Богом Могильщиком”, бедствие будет окончательным. Второго бедствия не будет (1:9). Гибель можно сравнить со сгоревшей дотла соломой (1:10). Все неприготовленные будут “посечены и исчезнут” (1:12). Их “имя” предастся забвению (1:14). Их “боги”, на которых они возлагают свою надежду, истребятся (1:14).

Более полное истребление было бы невозможно. Это ожидает всех, кто не служит Христу. По словам Петра, они — “как бессловесные животные, водимые своей природой, рожденные на уловление и истребление” (2 Пет. 2:12; ср. Иер. 12:17; Пс. 34:16).

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Действия Ниневии вопиющим образом отвергали Божью власть. И им предстояло “пожать” плоды своего неповиновения. Слова Наума обращают наше внимание на последствия их неповиновения.

Во-первых, они окажутся “в презрении”. Буквально это означает быть взвешенным и не оправдать ожиданий (Иов 31:6; Дан. 5:27). Люди будут “в презрении”, потому что не оправдали Божьих ожиданий (ср. Иез. 31:3, 11, 15, 16).

Во-вторых, Бог “посрамит их”. Божественное постановление было таким: “Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены” (1 Цар. 2:30). Отвергающие Божью волю никогда не обретут Божьего спасения, которое возвышает до небесного статуса.

В-третьих, их настигнет Божий гнев. Гнев обеспечен нечестивым (2 Пет. 3:7; 1 Ин. 2:15-17). Гнев испытают на себе все, кто не исполняет в жизни Божьих указаний (Фил. 3:19; 2 Кор. 5:10, 11).

В-четвертых, они найдут презрение и погибель. Мы часто думаем о Боге в терминах “любви”. Слова Наума добавляют к этой картине еще один фактор: Бог может презирать! Нечестивость приведет человека к тому, что в Божьих глазах он обретет презрение, потому что отверг благодать. Брачный пир приготовлен, и приглашение получили все желающие присутствовать на нем. Отвергнувшие это приглашение испытают на себе гнев и презрение (Мф. 22:7). Такой была участь Ниневии. Мы должны сделать все, чтобы избежать такого же конца (Мф. 25:26, 30).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот вывод, который следует из Наум. 1:14: в жизни можно отвергать Бога, но это закончится лишь поражением и бесчестием. Всемогущий приготовил могилу всем, кто отвергает Его любовь и цепляется за дорогих сердцу кумиров, ища у них безопасности. Бог исследует каждого из нас, и горе всем, кого Он находит “легким”, кому недостает духовности.

Наум 1:14 заставляет нас повиноваться Божьей воле, чтобы в будущем мы не встретились с “Богом Могильщиком”!

#бог #жизнь #смерть #религия #христианство #возмездие